Более 90% протяженности опорной сети дорог в Ивановской области соответствует нормативу. Президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Росасфальт» Николай Быстров поделился впечатлениями о состоянии дорог региона.
Власти не боятся критики со стороны общественности
– Николай Викторович, вы признанный эксперт в дорожной отрасли. Как вы оцениваете состояние дорог Ивановской области?
– Более 90% протяженности опорной сети дорог здесь соответствует установленному государством нормативу, что существенно превышает средний показатель по России. Это следствие системного подхода к ведению дорожного хозяйства в Ивановской области, к планированию работ и их реализации. Учитываются интенсивность движения и социальные факторы. В первую очередь это обеспеченность подъездов к медицинским учреждениям.
– Дороги ремонтируют по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Что он дает регионам?
– Совокупность автомобильных дорог состоит из федеральных трасс, которые проходят через Ивановскую область, дорог территориальных и муниципальных. Вся сеть в стране финансируется с помощью бюджетов разных уровней. При этом даже в муниципальный бюджет могут приходить деньги из федерального центра. Одним из механизмов этого и является проект «БКД». В целом он позволил существенно улучшить состояние автомобильных дорог в России.
– Как считаете, у нас в регионе учитывается мнение общественности в вопросе ремонта дорог?
– Это редкий опыт, когда губернатор, как в Ивановской области, считает возможным и необходимым проводить встречи с приглашением экспертов и представителей общественности, которые критикуют эти вопросы. Я лично получил удовольствие при обсуждении, люблю дискуссии. Ведь когда собираются люди, у которых одинаковые точки зрения, то это уже профессиональное или социальное кладбище! Ну, все согласны – и чего собирались?
Был такой руководитель дорожной отрасли в Белоруссии Александр Васильевич Минин, который внес огромный вклад в ее развитие. И он говорил, что дорожники – это самая публичная профессия. Почему? А потому, что самолетами люди раз в год летают, по железной дороге ездят три раза в год, а автомобильной дорогой человек пользуется каждый день. И с этой точки зрения мы все постоянно под прицелом общественности, прессы и каждого жителя.
Жители деревень тоже имеют право на комфорт
– На наших магистралях не так давно появились «островки безопасности», которые сразу стали предметом споров. Нужны ли они?
– Тут даже и вопросов быть не может: конечно, нужны. Этот вопрос – лишь один из ста по организации дорожного движения. Значит, Ивановская область – счастливая, потому что самый главный вопрос у общественности: что делается с «островками безопасности»? Это означает, что все важные проблемы сняты, люди могут спокойно ездить по качественным дорогам.
– У нас в прошлом году, кроме основных дорог, впервые начали системный ремонт улиц частного сектора. Как вы оцениваете такую инициативу?
– Я не люблю высокопарных слов, но тут скажу: это абсолютно соответствует конституции России, где закреплено право каждого на свободное перемещение. Человек, который живет в частном секторе, ничем не отличается от того, кто живет в многоквартирном доме – он такой же налогоплательщик. Он выходит за порог, хочет сесть в машину и поехать по нормальной дороге. Так что я к этой инициативе отношусь положительно.
– Иногда мы слышим критику по поводу ремонта сельских дорог, что там плотность населения значительно меньше, чем в городских кварталах, а значит, государственные деньги тратятся с меньшей пользой, для незначительного числа людей. Можете как-то прокомментировать?
– У нас в стране несколько десятков тысяч населенных пунктов, которые не обеспечены дорогами с ровным покрытием, хорошими подъездами. И мы обязаны этот вопрос решить. Понятно, что в первую очередь надо делать то, что уже сделала Ивановская область – отремонтировать основные дороги.
У городских жителей есть плюсы и помимо хороших дорог. Условно говоря, государство потратило очень много денег, чтобы в мегаполисах было комфортно. Они уже имеют ряд преимуществ по сравнению с жителями отдаленных населенных пунктов. Это и социальные блага: почта, магазины, медицина, общественный транспорт, музеи, театры. Горожане могут пользоваться различными системами жизнеобеспечения: канализация, водопровод. Жители частного сектора вынуждены делать это за собственные средства.
Но комфортно должно быть всем. Поэтому я считаю, что решение строить и ремонтировать сельские дороги – единственно правильное. Равномерность развития территорий в приоритете. Потакание нездоровой урбанизации может привести к снижению качества жизни.
На безопасность влияет даже качество разметки
– Каковы причины аварийности на дорогах?
– Универсального ответа тут не существует, речь идет о сочетании различных факторов. Основная причина – недисциплинированность водителей, превышение скорости, опасные маневры, телефоны в руках. У меня такое ощущение, что каждый четвертый или пятый при движении не расстается с мобильником. И таких становится всё больше! К сожалению, ушло в прошлое и понятие «профессиональный водитель».
– Те технологии, что применяются при ремонте дорожного полотна в Ивановской области, минимизируют риски аварийности? Связаны ли они вообще с состоянием трассы?
– Для нашей страны огромное значение имеет уровень зимнего содержания автодорог. Это сочетание двух факторов. Первый – уборка снега, противогололедные реагенты. С другой стороны, водитель, который должен понимать, что зимой нельзя ездить с той же скоростью, что летом.
На безопасность влияет и верхний слой дорожного полотна, такие его качества, как коэффициент сцепления, продольная и поперечная ровность, весь комплекс технических средств организации дорожного движения. Важнейший фактор – качество разметки, ее цвет, яркость и световозвращение.
– Как с этим обстоит дело в Ивановской области?
– Выше среднего. У вас мне очень понравился повсеместный способ повышения безопасности: на каждом повороте стоят знаки со стрелками, так называемые «дорожные шевроны». Это говорит о том, что к мерам повышения безопасности в регионе подходят осознанно, эффективно и при минимальных затратах в данном случае. Положительно отмечу я и освещение аварийно опасных участков на региональных дорогах.
Местные ученые приступили к разработке смесей
– Отметили ли вы какие-то нестандартные решения при организации дорожного движения в регионе?
– Да, например, в освещении пешеходных переходов. По стандартной схеме это делается сверху. Однако в этом случае, когда навстречу едет автомобиль, сочетание двух потоков света приводит к тому, что пешехода плохо видно. В Ивановской области отработали изменение угла освещения для того, чтобы этот временный эффект не проявлялся. О таком решении проблемы услышал впервые именно у вас. Это реально профессиональный подход.
– Материалы и покрытия, которые используют в Ивановской области, соответствуют климатическим и другим условиям?
– В рамках специфики моей работы в основном приходится критиковать. Тем приятнее отмечать положительное. Ивановская область достаточно быстро переходит на новые нормативные документы, которые приняты в стране в последние годы в области асфальтобетонных смесей, дорожных бетонов и целого ряда других материалов, применяемых при строительстве и ремонте.
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси с применением полимерно-битумного вяжущего компонента – сегодня одно из оптимальных решений с точки зрения сопротивления образованию колеи, требуемого коэффициента сцепления колеса с покрытием. Здесь мне указывать на какие-то принципиальные недостатки нет повода.
С ивановскими коллегами мы обсуждали, что сейчас идет поиск добавок, которые могли бы заменить дорогой полистирол. Среди вариантов есть и разработанный учеными Ивановской области из химтеха. Этот факт очень радует.
– На ваш взгляд, в области достаточно развязок? Сейчас их пять, строится шестая.
– Для ответа на этот вопрос надо очень хорошо знать всю систему дорог в Ивановской области – я такими детальными знаниями не обладаю. Решение о реконструкции развязок принимается на основании одного фактора: когда на этом месте много ДТП или постоянно создается пробка. На данный момент администрация в полной мере эти факторы учитывает в своих планах.
– Есть ли у вас какие-то серьезные замечания к ситуации по дорогам в регионе?
– Я не вижу вещей, которые требуют принципиальной и срочной корректировки. У меня сложилось впечатление, что за последние четыре-пять лет пройден очень серьезный путь по улучшению состояния сети на основании системных решений. Каждое должно приниматься с учетом истории эксплуатации дороги, конструкции дорожной одежды, интенсивности движения, социальных факторов.
– В каком направлении развития дорог должна двигаться Ивановская область?
– Уверен, что следующим этапом будет акцент на местной дорожной сети. Это очень непростой вопрос, в каждом конкретном случае надо выбрать оптимальное решение, соответствующее именно данному поселку, деревне. Тут не может быть такого: возьмем одну конструкцию и везде будем ее применять, это неправильно. Это повод для очень серьезной работы, но я уверен, что Ивановская область справится.
Беседовала Ирина БЕРЕГОВА
Источник http://ivgazeta.ru/read/35523