30 сентября Кохомской городской всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов исполнилось 35 лет. Одним из ярких представителей организации является Олег Павлович Германов. Сейчас ему 85. А детство его прошло в блокадном Ленинграде.
— Иногда меня приглашают в школы. Перед 23 февраля, 9 мая на Урок мужества. Школьники просят рассказать про мое детство. Страшное это было время. Вспоминаю, и слезы сами текут. У меня было детство, которое хочется забыть, — говорит Олег Павлович.
Клей с лаврушкой
Олег родился в 1937 году в Ленинграде. Отец, Павел Германович, работал вулканизаторщиком на предприятии «Красный треугольник». Мама, Марфа Дмитриевна, была фельдшером. Отца Олега в 41-ом году мобилизовали на оборону Ленинграда. В этом же году раненого Павла Германовича привезли домой, где осенью он умер.
Во время блокады мама и маленький Олег оставались в доме на улице 13-ой Красноармейской. Очень часто голодали. 125 граммов хлеба в блокадном городе получали все, но этого, конечно, не хватало, чтобы просто выжить. Порою приходилось есть столярный клей. Олег Павлович вспоминает, как его мама брала несколько плиток коричневого цвета (в таком виде тогда был столярный клей) и варила их до состояния киселя, а потом она клала в эту массу лавровый лист.
— Откуда была лаврушка, я не знаю. Кроме клея, мы кушали и дуранду. Это такой жмых, который представлял из себя остатки масличных растений после выжимания из них масла. Его используют для кормления животных: свиней и коров. Ели жмых льняной, подсолнечный и гороховый. Самый вкусный был гороховый. Он был «нажористый» и сытный, — вспоминает Олег Павлович.
Помимо голода мучил и пронзающий холод. Как вспоминает Олег Павлович, мама брала с собой его и свою подругу, и ночью, во время бомбежки, они бежали в бомбоубежище. После этого ходили втроем по квартирам, чтобы раздобыть дров на растопку. Надо было греться.
Весной 1942 года Марфы Дмитриевны не стало и Олегу пришлось жить дальше с осознанием того, что его любимых мамы и папы больше нет. Тогда ему было пять лет. Спасла Олега, как и других блокадников, «Дорога жизни», единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, по которой всех из оцепленного Ленинграда переправляли на «Большую землю». После этой переправы Олег очутился в Ивановской области, в Тейково.
Путевка в жизнь
Позже Олег оказался в группе, которую отправили в Нерль. Зимой 1946 года из Нерли его перевезли в «Кинешемский специальный Ленинградский детский дом №1».
В детском доме Олег, как и все дети того времени, проучился 7 классов. После их окончания каждого ребенка должны были распределить в техникумы, училища и школы фабрично-заводского ученичества. Мальчик решил поступить в ремесленное училище города Тейково.
Отучился Олег в училище два года и стал слесарем по ремонту промышленного оборудования. В 1954 году его направили в Комсомольский район Ивановской области, в село Марково-Сборное. Олег Павлович вспоминает, что в той местности занимались добычей торфа на болотах, а сам он работал на таком предприятии как раз по специальности, слесарем по ремонту техники для добычи этого торфа. На предприятии он встретил свою любовь — Нину Михайловну Кошечкину, с которой связал свою дальнейшую жизнь.
Северный флот
В июне 1956 года Олега из-за обострившихся событий в Египте, так называемого Суэцкого кризиса, специальным набором призвали в армию. Там он прошел подготовку в учебном отряде и был распределен на Северный флот.
Сначала Олег служил минером-торпедистом на эскадренном миноносце «Озаренный». Потом его перевели на торпедолов. Позже служил на первой советской атомной подводной лодке К3 «Ленинский комсомол».
На военных действиях Олег не был, а в конце службы подал рапорт о дальнейшей службе. Хотел остаться на «сверхсрочную», но в 1960 году указом первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева «О новом значительном сокращении Вооруженных сил СССР» должность Олега попала под сокращение. Он должен был быть инспектором по морскому вооружению.
Но такие люди как Олег нужны были везде. Учитывая его гражданскую специальность, командование ему предложило пойти на ремонтный военный завод в Архангельске. Германов согласился.
Там он занимался тем, что умеет делать лучше всего — ремонтом техники. А так как у него уже был опыт работы с военно-морским вооружением, то ему спокойно доверяли ремонт тех же самых эсминцев. Он даже стал начальником бригады, но в 1967 году его, как и других ее членов, отправили на заслуженный отдых. Северному флоту он отдал 11 лет своей жизни.
Мужик в доме
В 1969 году Олег Павлович приехал в Кохму и узаконил свои отношения с Ниной Михайловной. В это время Олег Павлович пошел работать на местный хлопчатобумажный комбинат. Поработав меньше года слесарем ремонтного отдела, он стал помощником мастера ткацкого производства. В 1997 году он закончил на нем работать, но отдохнуть ему не давали.
Предложили поработать в Кохомском профилактории «Солнечный берег» при комбинате. Как говорит Олег Павлович, главный врач профилактория называл его «мужик в доме». Олег Павлович был мастером на все руки — помогал с отоплением, решал проблемы с канализацией, с водопроводом, ремонтировал крыши, двери и замки на них. «Мужиком в доме» Олег Павлович был 12 лет, и лишь в 2009 году, в 72 года, пенсионер все-таки ушел на заслуженный отдых.
У Олега Павловича и Нины Михайловны есть сын и дочь, четверо внуков и столько же правнуков. Все они навещают своих стариков и никогда не забывают о том, что пережил их дедушка и прадедушка.
После нашей беседы Олег Павлович отправился на юбилей Кохомской организации ветеранов, благодаря которой сейчас бывает на различных мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию.
Егор ЕМЕЛЬЯНОВ