Домой Газета Татьяна Ковалева: «Для меня ученики — как родные дети»

Татьяна Ковалева: «Для меня ученики — как родные дети»

Несколько лет назад Татьяна Ковалева окончила Коляновскую среднюю школу. Уже тогда девушка мечтала вновь в нее вернуться. Но не в качестве гостя.

В школу Татьяна Александровна пришла работать учителем русского языка и литературы. Молодого специалиста здесь уже ждали — и педагоги, которые когда-то вели у девушки уроки, и, конечно же, дети.

Дорога в школу

Татьяна Ковалева — коренной житель Ивановского района. Она родилась и выросла в деревне Лысново Коляновского сельского поселения. Мама девушки много лет работала учителем математики в Панеевской школе. К сожалению, образовательного учреждения в настоящее время не существует, однако его педагоги и выпускники хорошо помнят это учебное заведение.

Маленькая Таня училась в Коляновской средней школе. Уже тогда на нее обратили внимание учителя. Татьяна была активной участницей различных мероприятий, в числе которых был конкурс «Ученик года», конкурсы ораторского мастерства и краеведческие конференции районного и областного уровней. А в 2015 году девушка стала победительницей VII областных юношеских чтений имени Д. Г. Бурылина. Она представила работу «Путь солдата. Эпистолярное наследие участника Первой мировой войны Н. М. Лебедева», которую высоко оценили члены жюри.

После окончания школы Татьяна Ковалева поступила в шуйский филиал Ивановского государственного университета. Не сомневаясь, она выбрала педагогическую специальность.

— Еще в подростковом возрасте я поняла, что хочу стать учителем. Я много времени проводила с детьми, которые были младше меня по возрасту. Моими «подопечными» стали двоюродные и троюродные братья и сестры, племянники. Я часто с ними гуляла и играла. Мне нравилось учить их чему-то новому. Да и самой в такой компании мне было интересно: с детьми время пролетало незаметно. А в школе примером для меня всегда были педагоги. До сих пор с теплотой вспоминаю уроки, которые вели учитель русского языка и литературы Анна Владимировна Бякова, учитель истории Мария Юрьевна Кислякова и учитель математики Ольга Адольфовна Опалева. Всегда хотелось хоть чуть-чуть быть похожей на них, — говорит Татьяна Александровна.

Этим учителям в первую очередь девушка и рассказала, что мечтает быть педагогом. А профессионалы своего дела в ответ посоветовали выпускнице после окончания вуза обязательно возвращаться в родную Коляновскую среднюю школу.

Советы наставника

В шуйском филиале ИвГУ Татьяна Ковалева также принимала участие в различных мероприятиях: в студенческой осени, студенческой весне, Дне студенческого городка и научных конференциях. Также некоторое время девушка работала в Центре досуга и развития «Дети в университете», который был создан при вузе. Она проводила занятия для учеников младших классов.

Про Коляновскую школу Татьяна тоже не забывала. Она несколько раз приходила в родные стены, чтобы «учиться быть учителем». Девушка проводила для ребят творческие занятия. Школьники вместе с ней готовили подарки педагогам — мастерили карандашницы и вазы в технике декупаж ко Дню учителя.

В Коляновской средней школе Татьяна Ковалева проходила и свою университетскую практику. К ней молодой педагог долго готовилась, настраивала себя. Но она не смогла побороть волнение, когда начала вести свой первый урок русского языка у пятиклашек.

— В голове постоянно были мысли: а вдруг я не справлюсь, а вдруг дети меня не воспримут, не будут слушать. Помню свои ощущения в тот момент: на меня смотрят 30 пар глаз, а я одна у доски. Это было страшно. Потом я поняла, что дети меня боятся ничуть не меньше, чем я их. Спасибо Анне Владимировне Бяковой, которая и ребят настроила, и меня. В итоге смогла побороть волнение и уверенно провела урок, — отмечает Татьяна Александровна.

Девушка тогда ловила каждое слово своих учителей-наставников. Запомнились ей советы, которые дала Анна Владимировна. Педагог обратила внимание, что главное — готовиться к каждому уроку, четко следовать своим требованиям и правилам, никогда не нарушая их, и поддерживать дисциплину в классе. Эти советы до сих пор помогают Татьяне Александровне в работе.

Когда девушка училась на пятом курсе университета, она трудоустроилась в Коляновскую среднюю школу учителем русского языка и литературы. Молодого сотрудника сразу же назначили классным руководителем у пятиклашек.

— Это было время, когда немного утихла пандемия, и школы перевели с дистанционного на очный формат. Университет по-прежнему находился «на дистанте», поэтому студенты активно работали. Хочу отметить, что преподаватели вуза всегда поощряют работу на старших курсах, но при этом требуют и выполнение заданий. Это было непросто совмещать университет и школу, — добавляет Татьяна Ковалева.

И словом, и делом

Она признается, что тяжело было первое время и с ребятами, у которых педагог стала классным руководителем. Татьяна Александровна и дети привыкали друг к другу, находили общие точки соприкосновения. С тех пор прошло два года. Дети повзрослели: у кого-то поменялся характер, у кого-то модель поведения. Учителю приходится каждый день искать к ребятам  подход, поэтому она старается общаться с детьми и в неформальной обстановке.

Татьяна Ковалева говорит, что ученики часто подходят за советом, а иногда,  чтобы рассказать о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться. «Бывает, что кто-то из ребят получил плохую оценку. Я его обниму, и у ребенка сразу настроение поднимается. Иногда дети сами просят меня обнять. Часто они делятся со мной личными проблемами или рассказывают про первую любовь. В этот момент важно их выслушать и помочь словом или делом», — добавляет педагог.

А на своих занятиях Татьяна Александровна старается заинтересовать ребят, чтобы учеба не казалась им скучной. Например, на уроке русского языка она применяет систему «сигнальных карточек». На парты детям выдаются красная и зеленая карточки. Красная обозначает, что в корне есть проверяемая гласная, а зеленая — что ее там нет. Учитель называет слово, и ребята поднимают соответствующую карточку. Она считает, что таким образом детям легче усвоить материал.

Еще одна любимая детьми игра «да-нет». Она используется на уроках литературы. Дети изучают биографию какого-либо автора, а на следующем занятии им дается десять фактов о писателе. Ребятам нужно ответить, верно утверждение или нет. Также был опыт занятий в интернете на интерактивной платформе. Автоматически на сайте создаются вопросы, а ребята, объединившись в команды, отвечают. С большим интересом дети участвовали в викторинах.

На своих занятиях Татьяна Александровна старается заинтересовать ребят.

Педагог признается, что всегда обращает внимание, когда у ребят «горят» глаза на уроке. Многим из них настолько интересен русский язык и литература, что они готовы заниматься дополнительно. Есть и другие дети, которым сложно учиться. Таким ребятам Татьяна Александровна всегда старается помочь, чтобы они не бросали заниматься и верили в свои силы.

Сближает детей и классного руководителя не только неформальное общение, но и совместные мероприятия, поездки. Раз в четверть ребята вместе с Татьяной Александровной обязательно ходят в музыкальный театр. В конце каждого учебного года класс ездит на экскурсию в другой город. Ребята уже успели побывать в Мышкине и Ярославле. Яркие впечатления остались не только о прогулке по городам, но и о дороге, ведь во время поездки дети и учитель пообщаются в неформальной обстановке.

Сближает детей и классного руководителя не только неформальное общение, но и совместные мероприятия, поездки.

Этим летом перед началом учебного года ученики и Татьяна Александровна отправились в поход, о котором теперь они вспоминают с улыбкой А в ближайшее время ребята и учитель планируют сходить на экскурсию по Иванову, которую проводят сотрудники Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина. Татьяна Ковалева считает, что детям будет интересно и полезно узнать чуть больше об истории родного города.

«Педагог года»

В прошлом году Татьяна Александровна приняла участие в муниципальном этапе конкурса «Педагог года». По итогам она стала призером.

На конкурсе у каждого педагога была своя тема. Татьяна Ковалева презентовала методический опыт по ведению уроков родного языка. Во время открытого занятия педагог рассказала ребятам о том, как пополнить свой словарный запас. Это можно делать разными способами. Например, при помощи подбора однокоренных слов, подбора к одному существительному различных прилагательных, описывающих его. Также красоту предмета можно передать через стихотворение.

На эту же тему в рамках конкурса был организован и мастер-класс. По словам Татьяны Ковалевой, это был один из самых сложных этапов, поскольку проводить занятие пришлось для коллег-педагогов, которые имеют большой стаж работы, сами могут дать ценный совет молодым сотрудникам и которые в прошлом являлись для Татьяны Александровны учителями. А на конкурсе профессионалы своего дела и специалист с небольшим стажем работы будто поменялись местами.

Подводя итоги конкурса, Татьяна Александровна призналась, что хотела бы вновь в нем участвовать. Именно на «Педагоге года» она получила ценный опыт и новые знания, которые обязательно будет использовать в повседневной работе.

— Профессия педагога действительно сложная. Есть рутинная работа, которая требует много сил. Это и заполнение документов, и проверка тетрадей, и составление рабочих программ, и календарное планирование, и подготовка материалов для уроков. А вот общение с учениками в большинстве случаев вызывает только положительные эмоции. От улыбок ребят на душе становится тепло. Я считаю, что учитель — это всегда молодой человек, потому что он находится в окружении детей и старается быть с ними на одной волне. По своему опыту знаю, что чем ближе педагог к ребятам, тем душевнее атмосфера в классе, тем быстрее пролетает урок. Для меня же мои ученики — как родные дети, — улыбается Татьяна Ковалева.

Алена КОРОЛЕВА