Все детство Татьяна Сергеевна Вакуленко мечтала быть учителем. В профессии она не разочаровалась, когда пришла работать в школу. Но однажды жизнь привела ее в детский сад.
С тех пор, а прошло уже больше 40 лет, Татьяна Сергеевна работает воспитателем. О первых шагах в профессию, любимых детях и «секрете вечно молодой души» в преддверии Дня дошкольного работника Татьяна Вакуленко рассказала «Нашему слову».
По стопам первого учителя
Татьяна Сергеевна родом из деревни Петрово Лухского района. Училась она в начальной школе в селе Худынское, затем в Лухской средней школе. Об этих образовательных учреждениях у Татьяны Вакуленко остались только теплые воспоминания. С любовью Татьяна Сергеевна говорит и о педагогах, которые вели у нее уроки.
Первым учителем у маленькой Тани стала Альбина Алексеевна Кабанова. Она приехала работать в однокомплектную школу в Худынское, практически не имея педагогического опыта.
— Мы с одноклассницами сразу полюбили нашего учителя и даже приходили задолго до начала уроков, чтобы только пораньше ее увидеть. Альбину Алексеевну я считаю учителем с большой буквы, который посвятил профессии долгие годы. Ей уже 82 года, и педагог только недавно вышла на заслуженный отдых. Мы с Альбиной Алексеевной до сих пор общаемся. Это открытый, добрый, внимательный человек, который всегда выслушает и подбодрит, — рассказывает Татьяна Сергеевна.
В детстве она решила, что обязательно пойдет по стопам Альбины Алексеевны, и свою мечту осуществила. В 1969 году Татьяна Сергеевна поступила в Ивановское педагогическое училище. В 1973 году, после окончания учебного заведения, она устроилась на работу в однокомплектную школу, которая находилась в селе Ряполово Южского района. Всех ребят, которые тогда учились, педагог помнит до сих пор.
Затем Татьяна Сергеевна вышла замуж. У нее родилась и подрастала дочь. В это время Татьяна Сергеевна уже жила на родине супруга — на Урале, куда семья перерехала. Год она отработала в местной начальной школе. Но из-за сурового климата, который негативно сказывался на здоровье дочери Татьяны Вакуленко, супруги приняли решение вернуться в Ивановскую область.
Из школы в детский сад
В Ивановском районе Татьяна Сергеевна работает более 40 лет. Сначала она трудилась учителем начальных классов в Федосове в однокомплектной школе. Когда Татьяна Вакуленко вместе с семьей переехала в деревню Куликово, педагог сразу же отправилась в местную школу: она была готова работать по специальности. Вот только в общеобразовательном учреждении свободной вакансии учителя начальных классов не оказалось. Татьяне Сергеевне предложили лишь место в детском саду.
— Мне было очень страшно. Думала, что после школы в детском саду не смогу и не привыкну. Я же всю жизнь мечтала быть учителем! Да и работа с малышами совершенно по-другому строится. Но все же решила попробовать себя в этой профессии. С того момента, как я трудоустроилась воспитателем в куликовский детский сад, прошло уже более сорока лет. Сейчас оборачиваясь назад, думаю, что если бы мне предложили место в школе спустя какое-то время, я бы не пошла. Ни за что бы не оставила мир, наполненный детством! — добавляет Татьяна Сергеевна.
Она говорит, что куликовский детский сад раньше находился в другом здании. Там и начинала работать Татьяна Сергеевна. В старом здании было всего две группы — для малышей и для ребят предшкольного возраста. Количество детей в каждой из них доходило до 40 человек, а иногда и больше. Помещения групп в старом детском саду были не такие большие, поэтому детей укладывали в тихий час не только в спальне, но и в игровой — там ставили раскладушки.
На группе работало одновременно два воспитателя и нянечки. Еще одна нянечка оставалась в детском саду на ночную смену — в то время в учреждении действовала суточная группа. Татьяна Сергеевна работала в паре с опытным воспитателем Марией Александровной Лоскутовой, которая во всем поддерживала молодого сотрудника, давала ценные советы.
Но были у педагогов дошкольного образования и маленькие помощники. Татьяна Вакуленко с улыбкой вспоминает своего бывшего воспитанника Алешу Нечаева. Мальчик рос самостоятельным и ответственным. А еще Алеша всегда помогал младшим по возрасту — например, одеться на прогулку.
Затем детский сад отпраздновал новоселье: построили новое здание, куда и «переехали» группы. Количество детей в каждой из них уменьшилось, а групп стало шесть. Татьяна Сергеевна рассказывает, что впервые в детский сад стали ходить ребята не только из Куликова, но и из соседних деревень. Также в дошкольном учреждении разместили два первых класса.
— До обеда ребята учились, а во второй половине дня оставались в детском саду. У первоклашек я была воспитателем. Мы с ними выполняли домашние задания, организовывали и проводили мероприятия. Впоследствии уменьшилось число малышей, которые приходили в детский сад, поэтому количество групп сократили. Сейчас их три. Педагогический коллектив в настоящее время тоже не такой большой. Но все коллеги доброжелательные, отзывчивые. Отрадно, что в сегодняшнем коллективе есть и новые лица — наша достойная смена, — сказала Татьяна Вакуленко.
Лучшие занятия
Все ребята, которые ходили на группу к Татьяне Сергеевне, конечно же, помнят интересные и необычные мероприятия, которые она проводила. Не случайно, воспитатель несколько лет подряд становилась победителем районного конкурса «Мое лучшее занятие». Дошкольники становились участниками квест-игры «По следам гениального детектива», в рамках которой нужно было выполнить ряд сложных, но интересных заданий. Например, ребятам предлагалось составить при помощи мнемотаблицы, то есть схемы, в которую заложена определенная информация, рассказ, или проявить код, используя йод.
Еще одно занятие Татьяны Сергеевны, которое признали на районном конкурсе лучшим, было посвящено экспериментам с воздухом, а другое — рисованию на воде. В итоге понравилось не только взрослым — членам жюри, которые высоко оценили идеи педагога, но и, конечно же, детям.
— На самом деле, с ребятами просто найти общий язык. Дошкольники любят играть, поэтому в свои занятия я всегда стараюсь включать различные игры. А иногда к нам в группу заглядывает сказочный герой, который сразу привлекает внимание детей, — отмечает педагог.
Татьяна Вакуленко вместе со своими воспитанниками принимает активное участие в конкурах разного уровня и в акциях. Например, в прошлом году дошкольники участвовали во всероссийской акции «Дети рисуют Победу». Татьяна Сергеевна тоже отправила свой проект на конкурс — там была отдельная номинация для педагогов. Активное участие группа во главе с воспитателем принимает участие в новогодних, пасхальных, рождественских конкурсах, а также в конкурсах и акциях ко Дню Победы, которые проводятся в Ивановском районе. По словам Татьяны Сергеевны, современные дети — активные и любознательные. Главное — их увлечь, тогда они всегда откликнутся и с удовольствием примут участие в мероприятиях и конкурсах.
Ключики к сердцам детей
Ярко и эмоционально проходят и мероприятия в детском саду. Воспитатель с коллегами не раз готовила спектакли в преддверии Нового года. Педагоги и писали сценарии, и играли роли. Необычно проходит праздник, посвященный Дню матери. Вместо традиционного родительского собрания женщин приглашают на игровую программу. Мамы участвуют в конкурсах, коммуникативных танцах (это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации), а дети читают для них стихи и поют песни.
Самый трогательный праздник, по мнению Татьяны Сергеевны, — это выпускной. Ни разу за долгие годы работы ей не получалось сдержать слезы, поздравляя своих воспитанников с окончанием детского сада. В этот момент педагог всегда вспоминает, как ребята пришли в дошкольное учреждение, как привыкали к воспитателям и к другим ребятам, как улыбались, когда у них что-то получалось сделать, как заряжали взрослых энергией.
— Конечно, дети все разные, к каждому из них важно подобрать ключик. А еще малышам важно чувствовать, что их любят. Вот обнимешь, прижмешь к себе, и все их слезы, гнев или печаль сразу проходят. Да, порой, с детьми бывает сложно. На воспитателях лежит большая ответственность за жизнь и здоровье малышей. Глаз да глаз, чтобы они не упали, не ударились, не покалечились. Из-за этого много переживаний. Каждый год я собираюсь на заслуженный отдых, думая, как я устала, а потом после отпуска иду в детский сад со свежими силами — мне вновь хочется заниматься с ребятами. Убеждена, что «воспитатель» и «возраст» — понятия несовместимые. Работая в доме, где живет детство, невозможно повзрослеть и кажется, что я такая же маленькая, как и мои воспитанники, — добавляет воспитатель.
Алена КОРОЛЕВА