В Музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах прошла выставка «Лето. Особый взгляд». На ней были представлены работы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые занимаются в студии «Арт-Позитив».
В день открытия выставки в музее собрались юные мастера, их родители и педагоги. Они рассказали об идее создания необычных чашек, тарелок, подставок и кувшинов, о творческом процессе и планах на ближайшие месяцы.
Общее семейное хобби
Проект «Арт-Позитив» стартовал в Иванове три года назад. Основателем его стал Александр Панкратов.
— Неожиданно судьба свела меня с родителями особенных детей. Семьи занимались в мастерской, в которой я провел несколько занятий. Сначала я не представлял себя в роли педагога для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но когда я все же стал вести занятия и получил большой отклик как от детей, так и от родителей, понял, что с ребятами нужно работать. Потом был переезд в новую мастерскую. Родители оказали большую помощь в ремонте помещения, в котором теперь и проводятся занятия. В конце прошлого года наша автономная некоммерческая организация «Арт-Позитив» получила финансирование из фонда президентских грантов. Грант пошел на приобретение оборудования и материалов, — рассказал он.
В настоящий момент студию посещают около 40 ребят из Иванова, Кохмы, Ивановского района и Наволок. Это ребята с разными заболеваниями: есть дети с расстройствами аутистического спектра, есть слабовидящие. В дальнейшем Александр планирует пригласить на занятия в студию и ребят с другими заболеваниями — например, страдающими сахарным диабетом. Также есть идея набрать группу детей из малообеспеченных семей, которым не всегда доступны кружки и творческие объединения. К слову, занятия в студии «Арт-Позитив» бесплатны. Их ведут педагоги, рукодельницы и художники.
Основное направление занятий в «Арт-Позитиве» — керамика. По словам Александра Панкратова, дети вместе с родителями и педагоги работают с белой глиной. Раньше экспериментировали и с красной, однако некоторые ребята реагировали на цвет. А белый материал понравился всем.
— На занятиях всегда интересно! Мы сами делали чайники, чашки и тарелки. Запомнилось, как мы лепили яблоко и клубнику вместе с мамой. За одно занятие не получается все сделать, так как нужно слепить, обжечь, расписать и снова обжечь, чтобы получилась готовая работа, — сказала юная мастерица Арина Карпычева.
Ее мама Наталья добавила, что на мастер-классы и сама она ходит с удовольствием. Взрослым творческий процесс не менее интересен, чем детям.
— Посещаем занятия в студии около года. Раньше никак не могли найти с дочкой общее хобби: мне одно нравится, ей — другое. А когда мы с Ариной попали на занятия к Александру Валерьевичу, поняли, что нашли общее увлечение, — отметила Наталья.
Краски лета
Выставка в Музее семьи Цветаевых была посвящена самому жаркому и яркому времени года — лету. Готовиться к ней дети, родители и педагоги начали еще в апреле. А вдохновили их растения.
По словам Александра Панкратова, педагоги дали задания семьям принести веточки тех растений, которые им нравятся. Далее взрослые и дети раскатали пласты, сделали на них отпечатки листьев и стебельков, раскрасили готовую работу и высушили. Некоторым ребятам настолько понравилась идея, что они прочитали дополнительную литературу об особенностях выбранного растения, а также подписали на своих чашках, подставках и тарелках названия растений на латыни. Таким образом, дети создали свой летний ботанический справочник.
Подход ребят оценила директор Музея семьи Цветаевых Александра Полякова. На выставке она поделилась впечатлениями.
— Знакомясь с каждым изделием, проникаешься эмоциями, впечатлениями детей. Мы, взрослые, воспринимаем мир по-другому. Всегда интересно смотреть, как окружающее пространство видит ребенок. Мир глазами детей необычаен, — подчеркнула Александра Александровна.
Помимо растений на чашках, тарелках, подставках и кувшинах, которые слепили дети вместе с родителями, можно увидеть животных, ягоды и фрукты. Другие изделия не связаны с живым миром, однако выполнены в необычной технике. Мыльную воду дети смешивали с красками, затем надували мыльные пузыри через трубочки над будущими изделиями. Пузыри лопались и создавали рисунки. Получалась яркая работа, наполненная яркими цветами, солнцем и теплом.
Плодотворная работа
Помимо занятий по керамике в студии «Арт-Позитив» проходят и другие «творческие уроки». Однажды дети с родителями создавали свой семейный герб. На таком необычном занятии побывали Ольга Захарова и ее внук Саша Соловьев. В студию они попали три года назад. С тех пор практически не пропускают занятия.
— Несмотря на то, что у Саши проблемы со зрением, мы с ним ведем активный образ жизни. Мой внук катается на велосипеде, самокате, коньках, ходит на плавание. Врачи мне сказали: если будем постоянно переживать за ребенка, оберегать от всего, то мальчик замкнется. На занятия в студию мы пошли, чтобы Саша развивался. Самое яркое впечатление — как мы с ним придумывали и мастерили семейный герб, который, думаю, будет передаваться из поколения в поколение, — отметила Ольга Ивановна.
На своем гербе семья Захаровых-Соловьевых разместила несколько деталей. На нем присутствует белый медведь, поскольку предки Захаровых с севера. Также есть колесо — семья любит путешествовать по России. На гербе есть солнце как символ добра и счастья, алмаз, означающий крепость семьи и силу характера, и колокольчик, который «говорит» о духовности.
Помимо этого, в студии провели ряд занятий по созданию картин из эпоксидной смолы. А в прошлом году и этой весной проходили мастер-классы по мокрому валянию. Их провела мастерица из Нижнего Новгорода Анна Потапова, которая часто бывает в Иванове.
Анна делает войлочных кукол, занимается в основном сухим валянием — методом, при котором шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Мокрым валянием (изделие создается путем намыливания и многократного трения) она пользуется при создании одежды для своих кукол.
— Валяние полезно для развития мелкой моторики. Этому методу я обучилась, когда мои дети были еще маленькими. Таким образом, я тренировала их маленькие пальчики. Развитие мелкой моторики необходимо и детям с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях с ребятами мы не делаем слишком сложные вещи. Я стараюсь давать такие задания, чтобы дети самостоятельно могли справиться, а не родители делали за них. Самый главный плюс мокрого валяния в том, что плохо сделать не получится. Всегда можно обыграть детали, — вспоминает Анна.
Она добавила, что мокрым валянием с удовольствием занимаются не только дети, но и их родители — мамы и папы, а также бабушки и дедушки, которые тоже посещают «Арт-Позитив». Все три поколения вникают в процесс, а затем продолжаются осваивать технику дома.
На будущее у педагогов студии много планов. Вскоре стартуют занятия по римской мозаике — это узоры, которые собирают из мелких кубиков либо камней разных цветов. Будут ребята вместе с родителями заниматься и живописью. Педагоги познакомят их с творчеством разных художников, цветовыми гаммами, а затем взрослые и дети начнут рисовать.
— Занятия — это не только знакомство с разными видами искусства, техниками, но и просвещение. Мы в первую очередь изучаем и только потом пробуем слепить, создать, нарисовать. А выставка — это всегда итог нашей большой совместной работы. Мы — педагоги, дети и родители — проходим этот путь вместе. Ближайшая выставка состоится в октябре, а следующая — в декабре, поэтому нас ждет плодотворная работа, — добавил Александр Панкратов.
Алена КОРОЛЕВА