Воспитатель Беляницкого детского сада «Теремок» создала уникальную игру для дошкольников.
Яна Ваулина представила свой проект «Драйв-кубы PRO-город» на Всероссийском конкурсе «Воспитатели России»: Развивающие игры и пособия. Стартап» и стала лауреатом.
32 ситуации
О воспитателе Яне Ваулиной «Наше слово» рассказывало не раз. Дважды Яна Михайловна участвовала в районном этапе конкурса «Педагог года». В конце 2020 года, являясь воспитателем Новоталицкого детского сада № 1, она одержала уверенную победу в номинации «Молодой педагог». А в 2021 году Яна Ваулина, работая в Беляницком детском саду «Теремок», стала призером конкурса в номинации «Педагог дошкольного образования».
Яна Михайловна постоянно занимается саморазвитием. Она часто мастерит руками, занимается пластилинографией, прошла обучение по созданию наглядного пособия с помощью программы Photoshop (Фотошоп), пробовала создавать дидактические игры для интерактивной доски для ребят средней и подготовительной группы.
В этот раз Яна Ваулина предложила коллегам организовать в детском саду «Теремок» площадку, посвященную правилам дорожного движения. Но в итоге придумала дидактическую игру «Драйв-кубы PRO-город».
— Занятия по безопасности дорожного движения проходят в детских садах постоянно, поэтому эта тема всегда будет актуальной. И не случайно ей посвящено много конкурсов. Изначально я изучила различные конкурсы для педагогов. Многое уже создано руками воспитателей и учителей, поэтому придумать что-то оригинальное было сложно. Ранее я зарегистрировалась на сайте «Воспитатели России». Когда зашла на него в очередной раз, прочитала о старте конкурса дидактических игр и пособий, что меня заинтересовало. Таким образом, я и решила объединить две идеи — придумать игру и посвятить ее правилам дорожного движения, — говорит Яна Михайловна.
Интернет предлагал разные варианты игр по ПДД для дошкольников. Можно было создать шашки с дорожными знаками или макеты дорог. К слову, макеты дорог воспитатель уже пробовала делать, когда работала в новоталицком детском саду. Основная сложность – что они, как правило, ограничиваются площадью стола. В то же время в игру Яна Михайловна мечтала вместить большинство дорожных знаков и различные дорожные ситуации. Так и был придуман бизикуб – вращающийся куб с различными элементами.
— Один куб дает всего четыре игровые ситуации. Поэтому подумала о том, почему бы не увеличить количество кубов: вместо одного сделать три. Конструкцию мне помог сделать завхоз нашего дошкольного учреждения. Он все выходные трудился над кубами. А я в это время рисовала игровые ситуации, иными словами занималась оформлением. Конструкция получилась объемная. Размер каждого куба составил 50 на 50 см – как раз, чтобы дошкольникам было удобнее на них играть. Вращая кубы по отдельности и в паре можно создать уже не 4, а 32 игровые ситуации, — добавляет воспитатель.
По улицам, городам и природным уголкам
А дальше Яна Михайловна придумала игры, которые при помощи драйв-кубов можно воплотить в жизнь. Самой первой из них стала «Дорога домой».
На одном из кубов есть здание Беляницкого детского сада, а на другом – жилой район. Перед детьми воспитатель поставила задачу при помощи лего-человечка добраться из дошкольного учреждения до своих домов. Ребенок, проходя различные перекрестки, которые нарисованы на кубах, должен рассказать другим детям, в каком направлении он движется, где переходит дорогу и на что обращает внимание. Ситуацию можно поменять при помощи других кубов. Например, стоял лего-человечек на перекрестке, но второй куб перевернулся, и пешеход оказался у моста. Ребенку нужно подстроиться под ситуацию и изменить порядок своих действий, чтобы маршрут оставался безопасным.
Еще одна игра – «Едем в детский сад». Игрушечный автомобиль «под руководством» дошкольника должен выбрать правильную дорогу и не навредить пешеходам. А впереди у машинки — светофоры, «зебры», круговое движение, автобусная остановка и многое другое, на что нужно обращать внимание, находясь за рулем.
Но и на этом Яна Михайловна не остановилась. Она предложила расширить возможности драйв-кубов, чтобы дети «отправлялись» в путешествие не только по улицам, но и по городам.
— У меня дочь собирает макеты зданий. Несколько из них я принесла в детский сад, чтобы наклеить на кубы. Так возникла идея работать в направлении гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Например, если на кубе есть такие достопримечательности, как Красная площадь и Спасская башня, ребенок должен догадаться, что находится в Москве. Если на кубе есть макет скульптуры «Родина-мать зовет!», то в этот раз он «переместился» в Волгоград. Таким образом, можно изучать разные города России и их архитектурные особенности, – отмечает Яна Ваулина.
Нашлось на кубах место и для того, чтобы дошкольники изучали экологию. Ребята могут наглядно посмотреть, какой вред наносят природе разбросанный мусор, вырубка деревьев, разведение костров в лесопарковой зоне, отходы фабрик и заводов. Вместе с детьми воспитатели ищут пути-решения. Они говорят о том, как заботиться о природе и какие правила нужно соблюдать.
С кубами дети могут играть и без воспитателей. Ребята сами придумывают ситуации. Они могут возводить дома, передвигаться на автобусах и автомобилях по дорогам и даже строить тоннели.
Ранее драйв-кубы стояли в помещении старшей группы дошкольного учреждения. Дети вместе с воспитателями постоянно ими пользовались. В летнее время кубы переместили в холл детского сада, чтобы ребята разного возраста вместе с родителями могли самостоятельно их изучать.
В ближайших планах у Яны Михайловны – добавить на кубы макеты зданий и написать названия улиц, чтобы дети лучше по ним ориентировались и, конечно же, запоминали. Уверена, Яна Михайловна и дальше будет совершенствовать свой проект.
Алена КОРОЛЕВА