В Ивановской области стартовал «Родительский февраль». В этом году он проходит в онлайн-формате, поэтому подключиться к видеоконференции могут все желающие. «Родительский февраль» объединил представителей всех…
В Ивановской области стартовал «Родительский февраль». В этом году он проходит в онлайн-формате, поэтому подключиться к видеоконференции могут все желающие.
«Родительский февраль» объединил представителей всех муниципалитетов, в том числе и Ивановского района. На протяжении пяти недель психологи, педагоги и специалисты в юридической сфере будут обсуждать вместе с участниками мероприятия — родителями, учителями, воспитателями, сотрудниками детских домов и центров социального обслуживания — актуальные проблемы и стараться находить решения в самых сложных ситуациях.
Самая популярная тема
Первое занятие, посвященное травле (буллингу) в школе, прошло в минувший четверг. В нем приняли участие свыше 450 человек.
Открыла вебинар уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская. Она отметила, что информационно-просветительский и образовательный семинар «Родительский февраль» проводится уже пятый год.
— В этот раз мы организовали предварительное анкетирование, в котором приняло участие почти 1400 родителей из Ивановской области. Им был предложен список наиболее актуальных тем. В итоге в лидерах оказались пять из них. А самой популярной темой стал буллинг в школе. С ним сталкивались 41% родителей и 63% учащихся, — подчеркнула она.
Разобраться в этой теме на первом занятии «Родительского февраля» помогла участникам старший преподаватель кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, педагог-психолог Надежда Моторина.
— Буллинг (или травля) — это вид эмоционального или физического насилия. Он систематичен и направлен на одного и того же человека. Это групповое действие или действие одного человека при поддержке группы. Травля — это проблема для всего класса в целом. Не случайно психологи называют буллинг опасной болезнью детского коллектива. В классе, где сложный психологический климат, падает успеваемость всех участников в целом. Дети испытывают трудности в межличностном взаимодействии, у них повышается уровень тревожности, меняется личность самого ребенка, — отметила она.
Надежда Владимировна добавила, что травля — это «не только развращающий опыт для зачинщиков («булли») и болезненный момент для жертвы, но и травматичный опыт для свидетелей». Свидетели всегда сталкиваются с выбором: или оказаться в числе агрессоров, или не принимать участие в травле. Они испытывают стрессовую ситуацию и страх: что будет, если не пойдут за агрессором? окажутся на месте жертвы?
Также от травли страдает и учитель. Часто взрослый не может справиться с подобной ситуацией в классе, потому что не знает, как поступить.
Буллинг или конфликт?
Буллинг часто путают с другими проблемами школьного коллектива. Знак равенства иногда ставят между травлей и действиями в отношении непопулярных ребят в школе — детей, которые отличаются ранимостью, повышенной тревожностью и которые боятся совершать ошибки в различных ситуациях.
— Совет для педагогов в этом случае — создать ситуацию успеха для непопулярного ребенка, помочь ему занять свое место в детском коллективе, проявить себя. Над этим могут поработать и психолог, и классный руководитель. Иная ситуация с ребенком, который подвергается травле. Если учитель будет создавать условия, в которых он сможет себя проявить, то подобная ситуация сделает ребенка еще более уязвимым, — говорит педагог-психолог.
Школьные конфликты также следует отличать от травли. В случае со школьными конфликтами дети могут ругаться, но участники всегда меняются. Буллинг всегда направлен только на одного ребенка.
Травлю часто путают с проявлением агрессии, которая идет от одного ребенка. Надежда Владимировна пояснила, что детская агрессия говорит об эмоциональном неблагополучии, заблокированной потребности, когда ребенок не чувствует свободы в выражении своих чувств. Иногда она появляется из-за чувства страха.
— Обязательно нужно поговорить с ребенком, прояснить его потребности. Если взрослый нашел причину агрессии, он должен быть готов к тому, что она сразу не пройдет. Нужно ждать некоторое время, прежде чем ситуация изменится. В течение этого периода важно говорить ребенку, что на злость, раздражение и агрессию он имеет право, но их нужно выражать таким способом, чтобы не причинять вреда себе и окружающим, — пояснила педагог-психолог.
Почему появляется травля
Чаще всего буллинг происходит, если у коллектива нет общей цели. Тогда и проще объединиться против кого-то одного. Задача классного руководителя в этом случае — найти эту цель, при этом не делая упора на соревнование, соперничество: в классе всегда найдутся ребята, которые не будут принимать участие в таких мероприятиях из-за переживаний о неудачах.
Надежда Моторина подчеркнула, что часто возникают ситуации, когда педагоги неосознанно провоцируют агрессора на травлю в отношении жертвы. Учитель соглашается с мнением большинства, что ребенок отличается от других. Либо педагог, наоборот, бездействует. Организация учебного процесса без учета индивидуальных особенностей детей также может привести к буллингу.
— Нельзя ждать, что травля сама пройдет. Если взрослый — классный руководитель не возьмет на себя ответственность за эту ситуацию, ничего не изменится. Что можно сделать? Обсудить с ребятами правила класса, но они должны обговариваться и приниматься только вместе с детьми. Навязывание правил влечет сопротивление. Можно устроить голосование, дискуссию, дать возможность детям внести свои предложения. На каждое «нельзя» должно быть свое «можно». Например, нельзя драться, но разрешать конфликтные ситуации всем классом можно. Также задача взрослого — создавать условия, чтобы ребенок сам устранял последствия своего поступка, — отметила спикер.
А что же делать родителям детей, которые подвергаются травле? Прежде всего, не абстрагироваться от проблемы. Родителю агрессора нужно взять часть ответственности на себя. Возможно, если есть необходимость, сходить с ребенком к психологу.
Родителям жертвы следует помнить: травма не будет травмой, а перейдет в раздел жизненного опыта, если есть поддержка близких людей. Взрослому нужно четко обозначить свою позицию по этому вопросу, не конфликтовать с родителями ребенка-агрессора, а постараться совместными усилиями повлиять на ситуацию в лучшую сторону.
Родителям свидетелей важно активизировать моральные чувства в собственном ребенке и помочь ему сформулировать правильный выбор — не поддерживать агрессора. Ребенку важно объяснять разницу между игрой, шуткой и травлей.
Как реагировать на агрессию
А что делать детям, которые столкнулись с буллингом? Надежда Владимировна пояснила, что ребятам нельзя оправдываться за свои недостатки, которые стали причиной травли, угрожать сверстникам, что расскажут взрослым, делать вид, что не слышали слова агрессора, прятать глаза, отпускать голову вниз, смеяться вместе с агрессором над его злыми «шутками», плакать, бросаться в драку.
Пострадавший ребенок может сказать в ответ обидчику: «Может быть и так», «Я рад, что вам так весело», «Тебе правда хочется так думать, говорить?», «Можешь думать, как хочешь, но у меня другое мнение на этот счет» или «Как здорово, что ты заметил. У меня полно недостатков!».
Если ребенку намеренно сделали больно, сломали или испортили его вещи, отняли деньги, если ему мешают пользоваться туалетом, переодеваться, в его сторону звучат серьезные угрозы, то это уже не травля, а преступление, которое наказывается по закону, подчеркнула Надежда Владимировна.
Она добавила, что если ребенок говорит, что ему плохо, что его бьют, то это не жалоба. А если другие школьники видят, как издеваются над одним из детей, это не ябедничество. Принимая решение рассказать взрослым, дети могут спасти кому-то жизнь.
— Что могут сделать свидетели травли в свою очередь? Если ребята пользуются авторитетом в детском коллективе, они могут сказать агрессорам, что их поступки совсем не веселые. Можно подойти к жертве и словесно ее поддержать. Не стыдно ребятам-свидетелям попросить помощи у учителя! — обратила внимание педагог-психолог.
Участники семинара с интересом слушали выступление Надежды Владимировны.
— Действительно, многие дети сталкиваются со злыми шутками в свой адрес со стороны сверстников. Иногда это переходит в настоящую травлю. Но не все дети могут рассказать о подобных ситуациях взрослым. Многие молчат, замыкаются в себе. А родители не понимают, что происходит с их ребенком, который вдруг меняется. Психолог на «Родительском феврале» подчеркнула, что отстраняться от проблемы нельзя. Она дала ценные советы о том, как правильно поступать всем участникам ситуации, связанной с буллингом, — поделилась мнением мама ученика Новоталицкой школы Татьяна Петрова.
Следующее занятие «Родительского февраля» состоится 10 февраля и будет посвящено правам и обязанностям родителей как участников образовательных отношений. Ссылка на подключение к видеоконференции будет размещена в группе уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области в социальной сети «ВКонтакте».
Алена КОРОЛЕВА