Домой Газета Начался региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

Начался региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

Начался региональный этап главного интеллектуального состязания для подростков — Всероссийской олимпиады школьников. С января по февраль 2022 года его участниками станут около 1200 ребят из…

Начался региональный этап главного интеллектуального состязания для подростков — Всероссийской олимпиады школьников. С января по февраль 2022 года его участниками станут около 1200 ребят из Ивановской области. Школы Ивановского района и Кохмы, как всегда, активно участвуют в олимпиадах.

Первым из 24 общеобразовательных предметов, по которым проводится региональный этап всероссийской олимпиады, стал французский язык. В испытании, которое прошло 11 января, приняли участие 12 ребят из Ивановской области — победители и призеры муниципальных этапов, а также призеры регионального этапа прошлого года. Дальше в расписании — испанский, итальянский и даже китайский языки.

Право поступить без экзаменов

Конкурсные испытания проходят по заданиям, разработанным центральными предметно-методическими комиссиями. В Иванове большинство олимпиад организуют на базе Ивановского государственного университета.

В заключительный этап олимпиады, который стартует 18 марта, пройдут участники регионального этапа, набравшие проходной балл, установленный Министерством просвещения России для каждого предмета. Хорошие результаты на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников дают льготы при поступлении: от дополнительных баллов за ЕГЭ или портфолио до зачисления без экзаменов в профильные вузы.

Задача подняться в рейтинге

В 2021 году олимпиада школьников объединила более 40 тысяч учащихся Ивановской области. Участниками регионального этапа стали 998 школьников, призерами — 151 человек, победителями — 51 учащийся. Были достижения и у школьников Ивановского района. Например, девятиклассница Коляновской школы Арина Назарова стала победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии и призером по литературе, ученица 10-го класса Новоталицкой школы Варвара Антуганова — призером регионального этапа олимпиады по биологии, одиннадцатиклассница Богородской школы Юлия Шахова вошла в число призеров регионального этапа олимпиады по литературе. В этом году перед школами района стоит задача улучшить свои позиции в рейтинге по результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Муниципальный этап олимпиады проводился в Ивановском районе по 20 предметам: астрономии, биологии, географии, иностранным языкам (английскому, немецкому), информатике и ИКТ, искусству (МХК), истории, литературе, математике, обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности, праву, русскому языку, технологии, физике, физической культуре, химии, экологии, экономике.

Для учащихся 9-х и 11-х классов олимпиады были организованы очно в образовательных организациях. Муниципальный этап олимпиады для учащихся 7-х, 8-х и 10-х классов проходил в дистанционном формате.

По новым правилам

Интересно, что региональный этап интеллектуального состязания в этом году пройдет по новым правилам проведения Всероссийской олимпиады школьников. Теперь на олимпиаде могут присутствовать ассистенты-специалисты, которые будут помогать детям с ограниченными возможностями здоровья — например, занять место, прочитать задание, перенести ответы в бланки.

В олимпиадных аудиториях будут установлены видеокамеры с функцией записи. Устные ответы тоже буду записываться. На олимпиаде могут присутствовать общественные наблюдатели, представители Минпросвещения, Рособрнадзора и даже СМИ.

Примеры олимпиадных заданий

Какие вопросы и задачи получат дети на олимпиаде, не знает никто. Но задания прошлых лет публикуются в интернете. Благодаря ним школьники могут тренироваться, а все остальные — попробовать свои силы в заданиях со звездочкой, даже если школьная пора осталась далеко позади.

Например, вот так звучит одно из заданий олимпиады по астрономии для десятиклассников (2021 год): «Далекое светило с координатами (α=0, δ=0) находится на высоте 0 над горизонтом в 0ч 0м по Всемирному времени 1 января. Определите координаты всех пунктов на Земле, где такое может быть. Рефракцией и уравнением времени пренебречь».  А вот одно из заданий отборочного этапа по математике:  «Для переноса мебели в цех шести грузчикам потребовался 1 час 12 минут. Сколько минут потребуется девяти грузчикам, чтобы перенести столько же мебели?».

На олимпиаде по географии детям предлагалось выбрать, к кухне какого народа относится блюдо чепалгаш (оказывается, его готовят ингуши, а не долганы, чукчи, ханты или ненцы). На олимпиаде по истории спрашивали по старинные банкноты и изображенных на них людей. А на олимпиаде по обществознанию — про оптимальную с точки зрения бизнеса себестоимость сахарной свеклы.

Яндекс-карты и коммунальные счета

Интересно, что многие задания теперь имеют практический вектор. Например, детям предлагают разобраться в коммунальных квитанциях, определить расстояние от точки А до точки Б с использованием «Яндекс-карт» или найти противоречие в законопроекте, предложенном депутатом. То есть подчеркнутая оторванность учебного процесса от реальной жизни, за которую много критикуют школьную программу  (говоря о том, что детей учат чему угодно, но не тому, что действительно пригодится в жизни), уступает место более практичному подходу.

В условиях интеллектуального состязания дети решат задачи, с которыми им вскоре предстоит столкнуться в жизни, оплачивая счета, выбирая краткую дорогу или оформляя документы.

Как считают многие преподаватели, олимпиады — это даже более важный способ оценки знаний школьников, чем традиционные экзамены. Экзамены помогают подтвердить, что ребенок благополучно усвоил школьную программу. Олимпиады помогают находить таланты.

Евгения КОЧЕТКОВА