Ноябрь 2021 года. Россия в начале месяца празднует День народного единства. Праздник посвящен окончанию Смутного времени, изгнанию с русской земли иностранных захватчиков и возрождению России…
Ноябрь 2021 года. Россия в начале месяца празднует День народного единства. Праздник посвящен окончанию Смутного времени, изгнанию с русской земли иностранных захватчиков и возрождению России как мощного независимого государства. Праздник, который по задумке его основателей, должен примирить врагов и оппонентов и способствовать развитию страны.
КНЯГИНИНО, Талицы тож
По писцовым книгам XVII века, нынешнее село Ново-Талицы, тогда называемое «сельцо Княгинино, Талицы тож» наряду с соседними пустошами и деревнями (Берниково/Беркино, Тушино, Голчаново, Лукино, Малышкино, Юркино, Федорково, Копытная – Гусево тож, Окулово и др.) принадлежали семье Редриковых [ РГАДА Ф.1209 оп.85 Отказные книги Суздальского у. оп.224 №51; Писцовые книги Суздальского у. кн.11319 №94 ]
Сегодня, даже обратившись к сетям «мировой паутины» — интернету, немного найдешь данных об этой фамилии. Редриковы больше известны в историографии применительно к Сергиево-Посадскому району Московской области, где есть населенный пункт, имеющий одноименное с этой фамилией название – Редриковы Горы. Это небольшое селение в 17 веке входило в Переславский уезд. Однако, работая с писцовыми и отказными книгами Суздальского уезда XVII века, я обнаружила землевладельцев, детей боярских, — представителей этой фамилии и на территории нашего края. По крупицам собирается информация в документах почти пятисотлетней давности, особенно если эта информация минимальна. Приходится сопоставлять, домысливать, сомневаться…Долго не решалась дать материал к публикации – карт Суздальского уезда 17 века нет, исчезли и сами населенные пункты, находившиеся на территории нынешней Ивановской области, когда-то входившей в него. Названия часто повторяются в разных уголках одного района. Топоним Княгинино – три раза встречается, не считая всем известного Княжева, что было рядом с Егорием и принадлежало в том же веке Каблуковым (о них мы писали в августе 2021 года «ЗАБЫТОЕ СОСЛОВИЕ: потомки Краснослепа – Каблуковы» https://www.nashe-slovo.ru/zabytoe- soslovie-potomki-krasnoslepa-kablukovy/) Убедиться, что это Княгинино (и эта Талица\ы) – «наши», относятся к нашей местности, можно только, если мы имеем цепочку названий других пустошей и деревень при основном топониме. Чудеса иногда случаются… Работала с архивом «Дела старых лет» (РГАДА ф.1209 опись 946). Это кадастровые документы конца XVII -начала XVIII века, времени правления Петра Первого, когда помещики спешно приводили в порядок свои земельные документы. И попадается мне запись, где землевладельцы Василий и Иван Стромиловы оспаривают поместье у Афанасия Михайловича Редрикова — двн. при Дворе в нач.людях(1706,1710) [кн.11378 №36].
1707 год, почти сто лет прошло от имевшегося в моем распоряжении документа о землях Степана Редрикова, сына боярского, владельца сельца Княгинино (1614 г.) Потомок его предоставляет документ, где права на земли подтверждаются и (что для меня было очень важно!) «выстраивается» цепочка деревень рядом с Талицей (Княгинино), причем, существующих сегодня: Беркино, Голчаново. Итак, Княгинино, оно же – Талица (Талицы) Суздальского у. – нынешнее село Ново-Талицы.
Редриковы в царствование Ивана Грозного.
В период правления царя Ивана IV отмечены имена нескольких представителей рода Редриковых, по словам историка Корзинина А.А.(статья «О персональном составе опричного двора Ивана Грозного»), это опричные жильцы и представители «худородных» фамилий, впервые оказавшихся в царском окружении: Редриков Игнатий в 1573 опричник царя Ивана Грозного, о нем данных более нет , а также дети боярские Богдан Дмитриевич Редриков и Казарин Семенович Редриков, (упоминается в 1572, в 1606 — воевода в г.Белоозере, 1617 гг.) дворяне, суздальские помещики. Казарин Редриков был податней с рогатиной при князе Семене Борятинском в войске Ивана Грозного (податня — помощник царского оруженосца во время похода — прим. авт.), участвовал в сражениях, имел поместье в Суздальском у. — немалые земли за службу. В Осадном списке 1618 года есть его имя – значит, он тоже был среди защитников Москвы от поляков.
Встречается еще имя Редрикова Замятни, Нечаева сына, помещика Суздальского у. (1578, 1584), владельца д. Калистово. Скорее всего, он к 17 веку либо умер, либо был уже очень стар, чтобы принимать активное участие в событиях Смутного времени. Но это имя обнаруживается в «Духовной грамоте» (завещании – авт.) 1578 г. К.А.Ершевского, где последний оставляет денежные суммы своим «шурьям» Блудовым и Замятне Редрикову . Предполагаю, что здесь имеют место родственные отношения. Кроме того, Редриков Шестак «мелькнул» в малоизвестном документе 1609 года «Дело Аргамакова», о допросах и пытках русских детей боярских в захваченном поляками Суздале (ему по писцовым книгам принадлежит 14 населенных пунктов на территории Ив.р-на, смежной с нынешним Комсомольским р-ном- авт.)
А еще, видимо, служил как суздальский городовой дворянин, Елиазарий (Елизарий) Редриков на рубеже 16\17 вв. и был владельцем сельца Княгинино, потому что в писцовых книгах встречается документ, где указаны в 149 (1641) году Иван да Федор, Степановы дети и отец их – Степан Елизарьевич [РГАДА Ф.1209 оп.224 Отказные книги кн.11333 №225] и именно им принадлежит барская усадьба в сц. Княгинино и соседние деревни.
Герои и предатели Смутного времени. Трагедия семьи.
Итак, как и большинство дворян того времени, Редриковы служат отечеству и государю, воспитывают детей, имеют за службу свою поместья в Суздальском и Переславском уездах. Но мне в источниках первой четверти века вдруг начинают встречаться документы, где указываются земли, отобранные у членов этой семьи. У Казарина Редрикова отняты усадьба в Талицком стане (1610 г.) и передана Семену Молвянинову, а в 1617 году передано во владение Мурату Шишелову село Сантусово с тринадцатью деревнями и пустошами (ныне это село Новоселки Комсомольского района) [РГАДА ф.1208 оп.224 Отказные книги Суздальского у. кн.11332 №40 ] , принадлежавшее Казарину Редрикову.
Село Сантусово, рядом с которым была барская усадьба Юрьево, в Смутное время сжег в один из набегов на Шую пан Лисовский. В 1609 году отобраны земли в Суздальском и Шуйском уездах (дд. Медвежьево, Захарьево и др. с пуст. в Телешевской вол.) и у Елиазария Редрикова и отданы дьяку Ивану Болотникову. Почему вдруг Редриковы впали в немилость?
Обратимся к истории начала XVII в. — Смутному времени — это уникальному по своим масштабам и глубине потрясению основ жизни огромной многонациональной страны.
К началу нынешнего века, благодаря усилиям советской цензуры — а более из-за утраты народом своей исторической памяти, молодежь знает лишь немногие фрагменты этого грозного времени. На слуху имена князя Пожарского и Козьмы Минина, легендарного крестьянина Ивана Сусанина, но уже мало кто знает о князе Скопине-Шуйском или Прокопии Ляпунове; известны, главным образом из учебников, имена врагов – Яна Петра Сапеги и Александра Лисовского, разорявшего местные селения (вспомните, почему нынешняя улица Станко в Иванове носила имя Панская). Мало кто знает о героических защитниках Троице-Сергиева монастыря и Смоленска, забыта оборона Тихвина (1613) и уж тем более стойкость жителей Михайлова (1618). Об одной странице этого страшного времени — осаде поляками и тушинцами Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах — мы сегодня вспомним именно потому, что в защитниках монастыря были 5 братьев Редриковых: Акифей, Боголеп, Юрий, Исаак, Левонтий со своими сыновьями и внуками. Троице-Сергиев монастырь, Лавра, находится недалеко от Москвы; в окрестностях столицы во времена Лжедмитрия II бесчинствовали различные воинские отряды. Вокруг всё было разорено: жилища, храмы, монастыри, а что не было разорено, то было осквернено. Множество русских людей всякого звания и возраста было замучено. Трудно было найти место, где бы можно было укрыться от нагрянувших бедствий. Поэтому люди шли в Троицкую обитель, как к единственной твердыне и надежной защите. Лавра в период Смутного времени не имела стратегического военного значения. Зато здесь была сокровищница, в которой десятилетиями скапливались крупные вклады со всей Руси. Поэтому Лжедмитрий II, очень нуждавшийся в финансовых средствах, в сентябре 1608 года послал к монастырю десятитысячный отряд Яна Сапеги.
Вражеское войско было разделено на два лагеря — в одном поляки и литовцы с наемниками под командованием Яна Сапеги, во втором тушинцы (русские, присягнувшие Лжедмитрию II) и казаки под командованием полковника Александра Лисовского. ФОТО 2 Подпись прямо на фото :
Лжедми́трий II, также Тушинский вор или Калужский царёк (XVI век — 21 декабря 1610, Калуга) — самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного, царевича Дмитрия Углицкого и, соответственно, за будто бы чудом спасшегося 17 (27) мая 1606 года царя Лжедмитрия I.
Воеводы Юрий Редриков и его сын Афанасий и внуки Юрия, молодые ратники, храбро сражались против Сапеги. Защищал Троицу и брат воеводы Боголеп Редриков, соборный старец. Вместе с ними бились боярские дети Пятунка (Редриков Пятой), Константин, Лев Редриковы. Положение в осаде было такое плачевное, что приходилось обращаться к царю и великому князю Василию Ивановичу за помощью. Из челобитной переславских дворян и детей боярских (среди прочих фамилий – Редриковы): «…сидим, государь, в осаде дватцать восм недель, душою и телом наги и босы и всем скудны…» Монастырь защищали 2300 ратных людей и 1000 окрестных крестьян. 16 месяцев длилась осада! Без еды, подвергавшиеся каждый день обстрелам, хоронившие своих убитых и умерших (в монастыре начался мор, свирепствовали инфекционные болезни) прямо у стен, внутри монастырского двора, защитники Троицкого монастыря стояли насмерть и не сдались. Царская дочь, монахиня Ольга (Годунова), в сохранившемся до наших дней письме писала: «…я у Живоначалные Троицы, в осаде». Далее она говорит о моровом поветрии в монастыре: «…и впредь… никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти… всяких людей изняли скорби великия смертныя, всякий день хоронят мертвых человек по двадцати и по тридцати и болши; а которые люди посяместо ходят, и те собою не владеют, все обезножели». Старец Авраамий (Палицын), автор «Сказания об осаде Троице-Сергиевой Лавры», позже писал, что в обители здоровых не более двухсот человек, «троицкое же воинство» составляют не только ратники, но и монахи, и обычные крестьяне соседних деревень: «православнии христиане, мужи и жены, бьющеся со враги чрез всю мощь беспрестанно»
Воевода Редриков Юрий Анфиногенович, вложивший свою лепту в «славную страницу русского духа, подвига веры, мужества и крепости» (Ав.Палицын) уцелел, а вот сын его сложил голову у стен монастыря, оставив семерых детей: трех сыновей и четырех дочерей. В феврале I623 года Юрий Редриков сделал большой вклад обители «по душе племянницы моей Феодосии, дочери Елизария Редрикова». Незадолго до смерти в I636 г. Юрий стал троицким иноком под именем Геннадий.
Значит, Елизарий Редриков – брат героя обороны Троице-Сергиева монастыря. Как сложилась его судьба? Оказалось, что именно он был трагедией своей семьи, предателем. Перейдя на сторону врага, Елизарий был назначен воеводой в тушинском войске. В 1608 году в Балахну (Нижегородского р-на) прибыли представители Тушинского вора — атаман Тимоха Таскаев и боярские дети суздальцы Елизарий Редриков, Семен Долгов, Лука Синев и Иван Гриденков «с товарыщи», сумевшие привести к присяге Лжедмитрию население города и уезда.
2 декабря тушинцы попытались захватить Нижний. Но подоспевший из Казани полк воеводы Федора Ивановича Шереметьева «с стрельцы и с казаки, и с литвой и с немцы» и нижегородский гарнизон под началом воеводы Андрея Алябьева смогли быстро переправиться через Оку и наголову разгромили сторонников Тушинского вора, и их «наряд и языки многие поймали, и под Балахною воров побили». Остатки разбитого войска пытались закрыться в деревянно-земляной крепости, но посадские люди Балахны открыли ворота. Главари тушинцев были захвачены и отвезены в Нижний Новгород. Некоторые потом перешли на сторону Василия Шуйского, а казачьего атамана Таскаева казнили, Возможно, судьба Елизария Редрикова сложилась также.
Как видим, Смутное время – это не только война с иноземными захватчиками, здесь брат шел против брата. Многие семьи оказались по разные стороны баррикад.
Редриковы в литературе
В середине 1860-х годов драматург А. Н. Островский (имя которого сегодня большинство помнит лишь по пьесе «Гроза» из школьной программы) тщательно изучал исторические документы Смутного времени, видимо, в его распоряжении оказались и бумаги, связанные с семьей Редриковых. Он был потрясен этой историей и в 1866 году написал драматические хроники – «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и «Тушино». Действие пьесы «Тушино» происходит осенью 1608 года – во времена великой смуты и двоевластия на Руси, Это было время крупных испытаний, время разочарования народа во власти, которая захватывается неправедным путем. В центре же повествования семейство дворянина Редрикова, сыновья которого оказываются в двух враждующих лагерях, в результате чего один брат убивает другого. В конце пьесы потрясенный отец, Дементий Редриков, восклицает:
Зачем мне жить? Что видеть?
Святотатство, грабеж церквей?
Мученье беззащитных?
Девиц и жен позор? И поруганье
Святынею и иноческим чином?
Детей — убийц своих отцов седых?!
Все лютости ужасной той годины,
Предсказанной пророками издревле,
Когда идет с ножом на брата брат!
Как относиться к поступкам людей, живших в тяжелое Смутное время? Имена «просачиваются» сквозь столетия, но нелюбопытные наши современники не очень углубляются в историю…И вот уже Таир и Богдан Редриковы, а также др. из стана изменников называются защитниками отечества \ https://forum.vgd.ru/post/1576/68970/p3530069.htm
книга Памяти 16-17 веков/
Вопрос сложный и неоднозначный. Исследователь событий первой половины XVII века И. Е. Забелин напишет об этом времени: «Позорное слово изменник… потеряло свой истинный смысл. Все поголовно сделались изменниками и ворами…»[Забелин И. Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время // Русский архив. 1872. Т. 1. С. 406 ]
Смута родилась не в одном сложно переплетенном клубке социальных, политических и экономических причин; гнездилась она и в необузданно эгоистических устремлениях людей, в известных еще со времен Каина и Авеля пороках под названием: ЗАВИСТЬ и ВРАЖДА. Что уж говорить о «худородных» фамилиях, которые метались от одного правителя к другому!
Самый известный легендарный полководец русского войска Михаил Скопин -Шуйский [кстати, наш земляк — примеч.авт.], в 1610 году освободивший Москву от тушинцев и поляков, в том же году был отравлен родственниками царя Василия Шуйского, увидевшего в народном любимце соперника на трон. Вражда между своими не раз еще станет причиной тяжких войн в другом, не столь отдаленном от нас столетии, например, Гражданской войны 1917-1921 гг.
Что же Редриковы, герои нашего очерка? Пройдут десятилетия, многие земли Редриковым вернут, потому что «дети за отцов не отвечают», и они будут честной службой доказывать свою верность Отчизне. А на родовом гербе дворян Редриковых появятся меч – символ воинской доблести, лев – храбрость и мужество и на черной ленте щита — девиз: вера, человеколюбие и правосудие.
Елена ФИЛИППОВА