Послание Святейшего Патриарха Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим…
Послание Святейшего Патриарха
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.
В эту светлую ночь радуется всё творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно — ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему — и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности — потому что Господь рядом с тобой.
Именно этого ощущения безопасности, защищённости и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие всё ещё вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжёлым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.
Взирая ныне на лежащего в яслях Младенца Христа, на Его Пречистую Матерь и праведного Иосифа Обручника, мы понимаем, что только любовь к Богу и людям способна укрепить нас в различных испытаниях, изгнать страх из наших сердец, дать силы на совершение добрых дел.
Ведь Пресвятая Богородица в один из самых важных моментов Своей жизни тоже находилась в стеснённых обстоятельствах — в чужом городе, в пустынном месте, в пещере для скота. Однако убогий вертеп показался Ей прекрасной палатой (тропарь Предпразднства), потому что Её сердце переполняла любовь к Сыну и Богу: эта любовь преображала всё вокруг, и Пречистая Дева не замечала ни неудобств, ни последней нищеты вертепа. Благодарность Творцу и нежность к новорождённому Младенцу позволяла Ей вменять трудности ни во что и видеть благой Промысл Божий во всех обстоятельствах, которые ниспосылал Ей Господь. Как это отличается от нашего восприятия данных Богом испытаний, когда, например, во время изоляции многие даже родной дом воспринимали как тюрьму, впадали в уныние и видели всё в чёрном цвете.
Мысленно предстоя сегодня яслям Спасителя, у которых рядом с Творцом пребывает всё творение — и люди, и животные, и ангелы, слуги Пресвятой и Трисолнечной Зари (канон 5-го гласа в понедельник утра), — ощутим себя окружёнными любовью Божией и объединёнными вокруг Христа. Сбросим с души оковы боязни и недоверия, тревоги и отчаяния, услышим глас Сына Божия, Который приходит на грешную землю и призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им покой (Мф. 11, 28). Приходит — и научает нас жить так, чтобы утраченное райское блаженство вновь стало реальностью, и даже больше — чтобы человек мог непостижимым и таинственным образом соединяться с Господом.
Родившийся на земле Царь Небесный (стихиры праздника) уже всё сделал для нашего спасения. Нам остаётся только принять Его любовь и ответить на неё своими поступками — жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твёрдым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности.
Дорогие мои, вновь и вновь поздравляю вас с Рождеством Христовым. «Никто не отлучён от соучастия в этом ликовании, — свидетельствует святитель Лев Великий, — ведь повод к радости общий для всех. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощеные» (Слово I на Рождество Христово). Господь да ниспошлёт всем вам душевное и телесное здравие, неоскудевающую радость и бодрость духа, укрепит в совершаемых вами трудах и в дальнейшем шествии стезёй спасения. Аминь.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово 2021/2022 г.
Москва
Рождественское послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви
Рождество Христово
2021/2022
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех вас с мироспасительным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие», — так Святая Церковь славит нынешнее торжество. Ликование о родившемся в мир Спасителе составляет сегодня наше главное переживание.
Но из Священного Писания известно, что далеко не все были рады Рождеству Христову. «Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним», — читаем мы в Евангелии от Матфея (Мф. 2, 3). Известный духовный писатель святитель Иннокентий Херсонский так объясняет эту тревогу – иудейский правитель опасался за свою власть, а народ боялся суда со стороны новорожденного Мессии.
Сегодня общество обуреваемо другими тревогами – за свое здоровье, состояние близких, ближайшее и более отдаленное будущее. Переживания эти в некоторых случаях очень сильны. Иногда возникает ощущение, будто бы уже исполняется евангельское предсказание: люди станут умирать «от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк. 21, 26).
Страх – духовная реальность нашего времени. Как известно, он ослепляет человека, парализует его волю. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Кто боится, тот имеет муку и несовершен». Так он комментирует слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).
Есть два разных страха. Первый из них, о котором мы говорили, порожден страстями и грехом, нечистотой человеческого сердца. Второй, страх Божий, является глубинным качеством настоящего верующего христианина.
За богослужением Рождественского сочельника мы слышали отрывок из книги пророка Исаии, где перечисляются свойства грядущего в мир Спасителя (Ис. 11, 1-3). Говорится, что на Христе, «Жезле от корня Иесеева», почиет «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия», и Его исполнит «Дух страха Божия». Как нам это следует понимать?
Святитель Кирилл Александрийский пишет, что вочеловечившееся Слово Божие ради нашего спасения усвоило себе «все принадлежности человеческого естества». В том числе и страх Божий. Но он полностью противоположен нашим тревогам, боязням, панике. Ему, как утверждает псалмопевец Давид, нужно учиться (Пс. 33, 12).
Основатель монашества, преподобный Антоний Великий говорит: «Страх Господень хранит человека и бережет». Он называет такое состояние «началом добродетелей и премудрости», прогоняющим «тьму в человеческом сердце», а преподобный авва Исаия — «защитником ума против всех врагов его». По словам последнего, «кто боится Бога и внимает гласу совести, тот от всех страстей отвращается».
Узнать, есть ли у нас такие качества, можно достаточно просто. Вот критерии, которые предлагает аввы Исаия: «Если огорчаешься тем, что словами твоими пренебрегают, если будут у тебя какие-либо житейские сделки и ты, потерпев ущерб, восскорбишь о том, если во взаимных разговорах хочешь, чтобы слово твое взяло перевес, если смущаешься, когда кто ложно оговорит тебя, то нет в тебе страха Божия». Имеющий же его, по словам преподобного Ефрема Сирина, «не любит злословить, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других».
Вот, всечестные отцы и матери, братья и сестры, к какому страху мы должны стремиться. Прочие же тревоги и боязни греховны по своей природе, порождены нашими страстями
«Зрите, друзи, и не бойтеся», — слышали мы в одном из песнопений предпразднества. Родившийся ныне Христос именуется в нем «содержащим жизнь и смерть», «живущим и спасающим мир».
Подлинные вера и любовь изгоняют греховный страх из человеческого сердца. Страхом же Божиим, будем преодолевать, как говорит святитель Василий Великий, «всякого рода душевные недостатки».
Пусть вдохновляют нас слова святого апостола Павла: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8, 14 – 17).
Благословение родившегося ныне Христа Спасителя да пребудет со всеми вами, «ибо Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20).
«Не бойся, малое стадо! Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).
ИОСИФ
Глава Ивановской митрополии,
митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский
Рождество Христово
город Иваново
25 декабря 2021/7 января 2022 года
Рождественское Послание Епископа Шуйского И Тейковского Матфея пастырям, монашествующим и всем православным христианам Шуйской епархии
Возлюбленные братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с Рождеством Христовым!
Ангел возвестил вифлеемским пастухам великую радость о появлении на свет Божественного Младенца, Который принес в мир свет истинный. И исполненные этой радости пастухи, подобно ангелам на небе, славили Бога и рассказывали о рождении Спасителя по всем окрестностям. Как несущие ночную стражу пастыри сподобились услышать величайшую весть на все времена, так и ныне встречающие во внутреннем, духовном бдении Господа сподобляются частички небесного откровения, ангельской радости.
Сегодня особенный, глубокий, неповторимый день. Каждый христианин, каждый храм и вся святая Церковь соприкасаются с тайной воплощения Сына Божия, соединяются во всеобщем славлении Христа. Эта всеобщность и обусловлена тем, что Христос родился для каждого из нас, Его Рождение было подобно рождению каждого из нас, оно касается каждого человека. Если бы Господь явился как-то чудесно, со властью и силой, это было бы более понятно и ожидаемо для многих. Но Он избрал путь кроткий, со вниманием, состраданием и сочувствием к слабостям людским.
Богочеловек, как и мы, пронес в Себе блага и испытания земной жизни. Он нуждался в пище и крове, был любим и гоним, знал преданность и предательство людей. Но будучи причастным к немощам человеческим, Он душой не коснулся греха, Он и пришел в мир, чтобы мы могли расторгнуть общение со грехом, спасти нас от греховной погибели.
Мы близко понимаем и принимаем Христа во многом и потому, что знаем о Нем как о Младенце. Рассказ Евангелистов о младенчестве Иисуса исполнен многих драгоценных, умилительных подробностей, близких каждому из нас. Мы сочувствуем Его странничеству и рождению в холодной пещере, сопереживаем Ему, гонимому нечестивым царем, внимаем Деве Марии, Которая всё услышанное о Своем Сыне «слагала в сердце Своем» (Лк. 2:19). Но эти же подробности имеют всеисторическое, непреходящее значение. Пастыри, первые свидетели Рождества, стали прообразом будущих апостолов, принявших в простоте сердца услышанное благовестие. Волхвы, принесшие новому Царю свои дары, прообразовали весь мир, все языческие непросвещенные народы, которым надлежало поклониться и послужить Христу. Царь же Ирод воплотил собой всех будущих гордых богопротивников, будущих гонителей на Христа и Его Церковь.
Рождение Спасителя обнаружило глубокое разделение людей по отношению к Нему. Евангельское слово стало острым оружием, отсекающим ложь от истины, как сказал о том Господь: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Учение Христово, как меч, разделяет ложный мир во грехе, посекает ложное единомыслие людей в их неверии. Но самое главное, этот меч касается нашего сердца, и, подлинно, духовная брань в отношении ко Христу совершается внутри каждого из нас. В нашем естестве есть и желание принести Богу дар своего благочестия, но в нас же есть и гордец-фарисей, который противится духу Христову, его святым заповедям. Христос нам дает Свой дар — примирение и благодать общения с Ним, и наша посильная каждодневная брань заключена в выборе принять этот дар или пренебречь им. В том и глубокая важность для нас Рождества, воплощения Спасителя: Он при искушениях не принял погибельное влияние греха и этим дал нам силы его преодолевать.
Мы с особым вниманием и сочувствием относимся к программе возрождения традиций празднования Рождества Христова, которая осуществляется губернскими и городскими властями в центре нашей епархии, граде Шуя. Православные люди имеют укорененную традицию богослужебной жизни, молитвенного предстояния в храме в великие праздничные дни. Но, живя посреди малоцерковного окружения, мы, как кажется, все призваны присмотреться к прежним традициям празднования Рождества, которые бытовали у наших благочестивых предков. Эти добрые обычаи, так или иначе, помогают войти любому человеку в круг духовного торжества, и благодать общего праздника может стать ощутимой и для тех, кто еще не знает великой тайны явления в мир Господа.
Мы прожили непростой, исполненный скорбей год. Божиим попущением моровое поветрие унесло жизни немалого числа духовенства и прихожан нашей епархии. Господь да упокоит их души в селениях праведных. Особую благодарность хочется высказать всем, кто самоотверженно трудился, несмотря на все опасности, на «передовой» в противостоянии всеобщему бедствию и, в первую очередь, медикам, а также духовенству и волонтерам. Мы оцениваем их усилия как поистине подвижнический труд.
Наступающий год будет отмечен знаменательной и важной для всех нас датой столетия трагических событий, связанных с беспрецедентной кампанией по изъятию церковных ценностей, в которой пострадало множество верующих людей. Начальный этап этой кампании омрачился известным противостоянием в шуйском Воскресенском соборе, на паперти которого пролилась кровь защитников церковных святынь.
Известно, что «шуйское дело», завершением которого стал расстрел участников акции противления властям, стало начальным этапом многолетних репрессий против представителей Православной Церкви. В течение этого года мы призваны глубоко осмыслить и почтить подвиг как шуйских новомучеников, так и всех представителей духовенства нашего края, пострадавших в годину безбожия и лихолетия.
Еще раз всех поздравляю с величайшим событием Рождества Христова, призываю на всех вас Божие благословение. Благодать праздника да коснется каждого из нас!
† Матфей,
епископ Шуйский и Тейковский
Рождество Христово 25 декабря 2021 г. / 7 января 2022 г.
Град Шуя
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА КИНЕШЕМСКОГО И ПАЛЕХСКОГО
ИЛАРИОНА
КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ
КИНЕШЕМСКОЙ ЕПАРХИИ
Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог
Возлюбленные о Господе пастыри и диаконы,
подвизающиеся в монашеском чине иноки и инокини,
дорогие братия и сестры!
В день, когда христианский мир чествует праздник Светлого Христова Рождества, спешу поделиться радостью Боговоплощения с каждым из вас. Христос пришел в наш мир, чтобы подъять на Себя все наши скорби и одухотворить радости. Бездна богооставленности со времен грехопадения Адама более не властна над нами, если мы прияли на себя иго Христово, о котором Он Сам говорит, что оно является благом для нас (Мф. 11:29).
О жизни христианской мы слышим слова Христа: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:24). Почему не возмогут войти, если будут искать вход в Небесное Царство? Причина этого кроется в фундаментальной ошибке. Немногие готовы потерпеть ради Христова Царства тесноту узкого и тернистого пути. Многие из нас надеются на спасение в Боге, при этом оставаясь чуждыми Ему по духу, надеясь пройти широкий жизненный путь, полный удовольствий и развлечений и не отпасть от Бога.
Даже в среде верующих стали распространены стремления жить в духе современного времени: забываются христианские идеалы любви, самопожертвования, помощи нуждающимся в угоду комфорту и мнимого наслаждения благами цивилизации. Но Господь не оставляет возлюбленных Своих и ради нашего спасения посылаются нам скорби, болезни и лишения. Святитель Василий Великий так говорит об этом: «Каждое бедствие мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе (свт. Василий Великий, беседа 9, «О том, что Бог не виновник зла»). И вот мы видим, что Господь посетил нас всех Своей милостью. Всё продолжающаяся эпидемия изменила привычный нам мир до неузнаваемости. То, что мы считали достижениями цивилизации, чем мы довольствовались в качестве уже привычных благ, внезапно стало для нас недоступным. Мир внезапно стал враждебным к каждому из нас, и мы стеснены в своем образе жизни, стараясь сохранить здоровье и даже жизнь — свою и окружающих.
Святитель Иоанн Златоуст так поучает нас в дни невзгод: «Когда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна. Тогда все лишнее отсекается, тогда все житейское забывается, тогда человек делается более ревностным в молитве, более усердным к милостыне и к презрению чрева, и всякая страсть легче побеждается, обращаясь в бегство от скорби. Так и в начале Бог подверг нас трудам и скорбям, желая не наказать нас, хотя изрек приговор в виде наказания, но вразумить нас и сделать лучшими. (Иоанна Златоуста Беседа 51 на псалом 141).
Не для того посланы нам беды, чтобы в гневе Господнем поразить нас, но чтобы возбудить от сна беспечности, научиться жить перед лицем Господним – вот задача, поставленная нам. И от того, как скоро мы усвоим этот урок, зависит будущее всей цивилизации.
Главным методом борьбы с эпидемией, которая принесла немало несчастий в нашу жизнь, стала вакцинация. Но главная вакцина, которая должна доминировать над всем в жизни христианина – это покаяние, прививка от греховного образа жизни. Забота о земной жизни не должна быть превыше попечения христианина о вечной душе. Господь дарует нам Самого Себя для того, чтобы мы могли жить в Вечности. От нас требуется лишь принять это лекарство бессмертия.
Нам может показаться, что эпидемия разобщила нас. На самом деле, при правильном отношении к происходящему, общие беды лишь сплочают тех, в чьих сердцах запечатлено Слово Божие.
Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим. 15:5).
Терпение – величайшая добродетель, научающая нас жить в мире с Богом, по велению освященной Богом совести. Утешение же посылаются тому, кто в смирении принимает от Бога преподанный урок любви.
В последние годы даже многие верующие христиане забыли о том, что спасение возможно лишь в единении с Церковью Христовой. Причины происходящих бедствий можно видеть и в том, что разделился христианский мир как на уровне отпадения Константинопольского Патриарха, так и раскола внутри Поместных Церквей. Услышим ли мы глас Божий, призывающий нас к покаянию и единству во Христе? Сможем ли мы осознать, что невозможно спасение вне Церкви? От каждого из нас зависит будущее всего мира. Эта непреложная истина очень актуальна в наше время.
Рождество Христово — это время, когда мы призваны к радости. А радость совершенно изгоняет страх. «Не бойся», — говорит Ангел Захарии, отцу Иоанна Крестителя. «Не бойся», — слышит Пресвятая Дева в день Благовещения. «Не бойся» — этими словами назидается Иосиф Обручник. В сам день Христова Рождества этот же радостный призыв слышат пастухи, и в их лице – мы с вами.
Пускай же радость Рождества Христова в этом году прозвучит в контексте этих знаменательных слов. Не будем бояться, ведь с нами Бог, пришедший для спасения не просто всего человечества, но каждого из нас!