Место, где летать может тот, кто, казалось, не будет даже ходить. Место, где пилотировать самолет способен самый обычный человек. Место, где поднимаются над землей и…
Место, где летать может тот, кто, казалось, не будет даже ходить. Место, где пилотировать самолет способен самый обычный человек. Место, где поднимаются над землей и своими возможностями, — все это об ивановском авиационно-спортивном клубе, которому в ноябре 2021 года исполнилось 90 лет.
Летный сезон-2021 аэроклуб в Ясюнихе завершил, но готовится к новому, продолжая свою уже почти вековую историю.
Первые самолеты ивановцы покупали на свои
Аэроклуб, который сейчас базируется на аэродроме в Ясюнихе, начал свое существование в 1931 году. Тогда он находился в северной части города Иваново, в районе завода «Автокран». Постепенно потребовалось больше места, и аэроклуб перебрался в Ивановский район, в Ясюниху.
Интересно, что самолеты У-1, на которых летали первые курсанты, им приходилось приобретать на собственные деньги: летали буквально на энтузиазме и из любви к небу. Взлетную площадку, ангар для техники, авиаремонтную мастерскую тоже строили своими силами. Первый выпуск курсантов Ивановского аэроклуба состоялся в 1932 году.
Аэродром в Ясюнихе — ровесник войны
Новый этап для аэроклуба начался в 1941 году. Именно тогда для клуба стал новым домом аэродром «Ясюниха». Получается, аэродром в Ясюнихе — ровесник войны, ему 80 лет.
В войну ивановские летчики и авиатехники стали участниками Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года на аэродроме был сформирован «716-й авиационный полк ночных бомбардировщиков», ставший впоследствии боевой частью ВВС Карельского фронта. С осени 1941 года по декабрь 1944-го полк произвел около 20 тысяч дневных боевых вылетов и три тысячи ночных.
Девятнадцать воспитанников Ивановского аэроклуба в ходе Великой отечественной войны стали Героями Советского Союза.
Имени Маресьева?
Периодически обсуждается, что аэродром в Ясюнихе мог бы носить имя Алексея Маресьева, потому что легендарный летчик восстанавливал свои летные навыки после ампутации обеих ног именно у нас.
Из воспоминаний Маресьева: «Я ждал-ждал, не дождался Потом меня вызывает майор Ширяев и говорит, что командующий направляет вас в ЗАП в Иваново. Я спрашиваю:
— В истребительный?
— Да-да.
Я бросил все и стал готовиться. Поехал в Иваново…»
С марта по июль 1943-го человек, историю которого мы знаем благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, пробыл в Иванове в составе 6-й запасной авиабригады, занимая должность помощника командира эскадрильи 14-го запасного истребительного авиаполка. Говорят, именно здесь его прозвали пижоном — за ботиночки, надетые на протезы.
«Я благодарен маленькому досаафовскому аэродрому города Иваново, где я снова обрел крылья», — писал Герой Советского Союза.
Первый рекорд мира
После окончания войны в Ивановском аэроклубе вновь началась мирная жизнь. Ивановские парашютисты стали выполнять «затяжные» прыжки с построением групповых фигур в небе. Первый мировой рекорд, установленный ивановцами, принадлежал Нине Трушкиной. Ее последовательницей стала сестра — Валентина Трушкина.
Кроме того, ивановский аэроклуб стал настоящей кузницей мастеров спорта. Первыми из них стали инструкторы Маргарита Смирнова и Верлен Панов, спортсмены Виталий Архангельский, Борис Лавров, Рейнгольд Милованов, Виктор Баннов, Евгений Моторин. Ивановская парашютистка Лариса Корычева в 1982 году стала абсолютной чемпионкой мира среди женщин по парашютному спорту. Заслуженный мастер спорта Альбина Дюжова — чемпионка и неоднократная рекордсменка мира по парашютному спорту — также прославила Иваново.
Авиамодель в воздухе
Развивался в аэроклубе и авиамодельный спорт. Авиамоделист Лев Секирин стал рекордсменом мира — его модель с поршневым микродвигателем парила в воздухе более четырех часов. Двукратный победитель международных соревнований по авиамодельному спорту Владимир Еськин, мастер спорта международного класса Вадим Примас стали известны далеко за пределами Иванова.
Многие летчики Ивановского аэроклуба в разные времена становились мастерами спорта. Среди них Николай Поздин, Станислав Евдокимов, Николай Лаптев, молодые летчицы Александра Сальникова, Валентина Серова и Галина Соловьева, принимавшая участие в международных соревнованиях в качестве члена сборной СССР. До сих пор работает в клубе мастер спорта Советского Союза Сергей Бут. Начальник аэроклуба Владимир Николаев имеет звание мастера спорта России и сам продолжает готовить летчиков-курсантов.
Кроме того, ивановский аэроклуб известен как сильная школа высшего пилотажа. В частности, Александр Кротов и Антон Беркутов стали членами сборной команды России по высшему пилотажу.
Два самолета
Сейчас ивановский аэроклуб — это место, где взлететь может даже человек с совершенно земной профессией: допустим, инженер или менеджер по продажам. Для всех желающих организуют обзорные полеты с видом на окрестности, экстремальные полеты с выполнением фигур пилотажа, прыжки с парашютом. Те, кто хочет, проходят обучение по программам «Парашютист-спортсмен», «Пилот-любитель», «Летчик-спортсмен». То есть получить навыки пилотирования благодаря аэроклубу могут все, и для этого не надо идти в летное училище и полностью менять жизнь.
Из проблем, которые сейчас актуальны для клуба, главная, конечно, финансовая. Раньше в клубе были десятки самолетов, но время идет и не щадит технику. Сейчас в эксплуатации всего два самолета, и оба старенькие — ЯК-18т и Як-52. Пилотажный ЯК-52 в воздухе с восьмидесятых, он старше многих своих пилотов. Как рассказывают в аэроклубе, государство сейчас их деятельность и деятельность аналогичных клубных объединений не финансирует.
В советские времена государство выделяло деньги на обучение летчиков-спортсменов, подготовку спортсменов-парашютистов, а также на ремонт авиационной техники. Сейчас ни на федеральном, ни на региональном уровнях ничего подобного нет. То есть клуб обеспечивает себя сам. Но даже при совсем не маленьких для спортсменов и любителей ценах на полеты и прыжки (например, летный час стоит 17-18 тысяч рублей для пилотов-любителей и 18-19 тысяч для летчиков-спортсменов) денег на ремонт авиационной техники не хватает. Не говоря уже о покупке новой: авиация — дело очень затратное. «То есть техника у нас есть, но она требует ремонта, а ремонт — больших расходов», — объясняют в аэроклубе.
Что будет после того, как закончится ресурс у тех двух самолетов, что находятся в рабочем состоянии сейчас, пока непонятно. Очень хочется верить, что ясное, как летная погода, будущее, у аэроклуба с 90-летней историей все-таки есть.
Евгения КОЧЕТКОВА