С нетерпением ученики всех классов ждут каникул. И вот они наступили. Стены школ опустели, но ненадолго. Совсем скоро ученики вновь сядут за парты, а учителя…
С нетерпением ученики всех классов ждут каникул. И вот они наступили. Стены школ опустели, но ненадолго. Совсем скоро ученики вновь сядут за парты, а учителя займут место у доски. Возобновится учебный процесс.
Звуки школы — звонки, детские и взрослые голоса, топот в коридоре — уже давно стали родными для Светланы Гущиной. 15 лет Светлана Борисовна работала учителем Коляновской школы и уже 12 лет ей руководит. В общей сложности 37 лет было отдано любимой школе.
В преддверии славного юбилея Светланы Борисовны расскажем о ее жизненном и педагогическом пути.
Бойкая и смелая
Светлана Борисовна родилась в Иванове в рабочей семье. Ее мама трудилась на швейной фабрике, а папа по профессии был строителем. После окончания школы Светлана Гущина решила поступать на математический факультет Ивановского государственного университета. Училась студентка на кафедре вычислительной математики.
— Я всегда любила этот предмет. Выражения, уравнения, задачи мне легко давались. К тому же, школьный учитель у меня был замечательный. На Надежду Павловну Соколову я всегда смотрела с широко открытыми глазами. Педагог стала для меня примером. Наверное, глядя на нее, я в школьные годы и возникала мысль, чтобы стать учителем, — говорит она.
Будучи студенткой, Светлана Борисовна проходила практику в ивановской школе № 15. С теплотой она вспоминает своего куратора Лидию Андреевну Воронову, которая давала ценные советы и на своем примере показывала, как работать с детьми.
Когда пришел черед вести уроки, молодой учитель уверенно встала у доски. Учениками Светланы Борисовны в тот момент были старшеклассники. Практика прошла успешно, даже несмотря на небольшую разницу в возрасте между молодым специалистом и школьниками.
— По характеру я боевая, смелая. Бояться было нечего, особенно когда знаешь свой предмет и находишь взаимопонимание с учениками, — добавляет директор Коляновской школы.
После окончания высшего учебного заведения перед Светланой Борисовной стоял выбор, куда поехать по распределению. Было предложение работать в сфере программирования на военном заводе в городе Клин Московской области. Но девушка решила для себя, что будет работать учителем. В это время в старой Коляновской школе — восьмилетке, которая находилась на месте нынешнего районного Центра дополнительного образования, была вакансия учителя математики. Туда Светлана Борисовна и пошла работать. Это был 1984 год.
Новая школа
Молодой педагог сразу же стала классным руководителем восьмого класса — одного из самых малочисленных в школе. В нем училось всего девять мальчиков и четыре девочки. Мальчишки были активные, шустрые, шумные — этот класс даже в шутку называли «чертовой дюжиной». Однако учитель быстро нашла с ними общий язык.
После того, как ее ученики попрощались со школой, Светлана Борисовна стала классным руководителем пятого класса. Кстати, ее новые ученики стали свидетелями строительства новой школы в Колянове и перешли в нее после того, как все работы в здании были завершены. Вместе с педагогами школьники приводили в порядок кабинеты, перетаскивали парты и стулья…
И с этими ребятами Светлана Борисовна отмечала праздник окончания школы. А потом был еще один выпуск.
Вскоре Светлане Гущиной предложили должность заместителя директора. Завучем она работала 10 лет. В 2009 году Светлана Борисовна была назначена на должность директора. Она сменила на посту Зинаиду Павловну Прохорову, которая руководила образовательным учреждением более 30 лет.
— Школа всегда стояла на передовых позициях в Ивановском районе. Конечно же, благодаря Зинаиде Павловне. Ответственность на мне после назначения на должность директора была серьезная. Главная моя цель в тот период — продолжить традиции бывшего директора и сохранить то, что удалось достичь за долгие годы. До сих пор стараемся не терять эту нить, — добавляет Светлана Борисовна.
У школы действительно много достижений. В последние годы она стала участницей нацпроектов «Образование» и «Цифровая образовательная среда». В учреждении появился центр «Точка роста», постоянно обновляется материально-техническая база. Ученики и учителя славят школу как на районном, так и на областном уровне.
Достижения есть и у Светланы Борисовны. Она имеет множество грамот и благодарностей областной думы, регионального департамента образования, районного управления образования и другие. Но самая значимая из них — знак «Почетный работник общего образования РФ».
Ностальгия по профессии
Светлана Гущина говорит, что профессия учителя непростая, трудная. Потому в педагогической сфере случайных людей не бывает. Те, кто сейчас работают, не считаются с личным временем. Они отдают себя полностью работе. Помимо этого нужно найти подход и к детям, и к родителям, решать возникшие проблемы путем компромисса и переговоров.
На директоре же еще больше ответственности. А сфер деятельности у руководителя образовательного учреждения много: это и хозяйственник, и организатор учебного процесса. Он следит, чтобы не было сбоев в работе школьных автобусов, выполняет все требования надзорных органов и многое другое.
— Живешь в основном работой, поскольку дела не заканчиваются. И сложно, и интересно трудиться в образовательном учреждении. К сожалению, сейчас уже не преподаю, поскольку большой объем работы в должности директора. Хочется делать что-то одно, но качественно. Однако до сих пор есть ностальгия по профессии учителя. Вот бы вновь встать у доски и объяснить ученикам какую-либо тему! Мне кажется, кто работает с детьми, продлевает себе молодость. Школьники дают нам энергию. Вот как посмотришь на первоклассников в День знаний, сразу улыбаешься. Они приходят такие маленькие, несмышленые. Из них мы все школьные годы стараемся вырастить умных, достойных ребят, — отмечает Светлана Борисовна.
Команда педагогов
По словам директора, один в поле не воин: каким бы не был хорошим руководитель, он не справится без поддержки коллектива. Чтобы школа занимала лидирующие позиции среди других образовательных учреждений, нужна хорошая команда завучей и педагогов. В Коляновской школе многие учителя работают десятки лет: кто-то с момента открытия новой школы, кто-то перешел из восьмилетнего образовательного учреждения. В их числе есть и выпускники школы.
Старую Коляновскую восьмилетку окончили учителя начальных классов Ольга Витальевна Сорокина и Светлана Владимировна Епифанова, учитель физкультуры Виктор Вадимович Николаев. В числе выпускников новой школы — учитель русского языка и литературы Татьяна Александровна Ковалева. В прошлом году она пришла в образовательное учреждение будучи студенткой пятого курса и до сих пор в ней работает. А в школьные годы Татьяна Александровна была в числе самых активных учеников.
Есть в Коляновской школе два учителя, которые по образованию не педагоги. Учитель технологии Ирина Ивановна Червякова окончила текстильный институт. Она работала на производстве, но потом пришла в школу, до сих пор в ней работает и практически ежегодно выпускает детей-олимпиадников.
Учитель рисования Наталья Сергеевна Григорьева окончила строительный институт, по образованию она архитектор. Но в итоге выбрала педагогическую профессию: пришла в школу, чтобы учить детей рисованию.
— К сожалению, в образовательных учреждениях сейчас мало молодых кадров. Наша школа не исключение. Те молодые специалисты, которые сейчас работают, меня радуют и вдохновляют. Хочется, чтобы молодежь приходила, чтобы вливались новые силы, чтобы мы не переживали за будущие поколения ребят, — говорит Светлана Борисовна.
Она признается, что не жалеет о своем выборе — что решила работать именно в школе. Всю свою жизнь Светлана Борисовна была предана профессии и прошла интересный путь от учителя математики до руководителя.
Алена КОРОЛЕВА