Каждый новый учебный год всегда похож на предыдущий, но есть и свои новации. Например, в 2021-2022 учебном году школьники Ивановской области включаются сразу в два…
Каждый новый учебный год всегда похож на предыдущий, но есть и свои новации. Например, в 2021-2022 учебном году школьники Ивановской области включаются сразу в два новых культурных проекта — «Пушкинская карта» и «Культурный дневник». Воспитание детей, которым педагоги с помощью экскурсий и культурных мероприятий занимались и прежде, эти два проекта призваны сделать более системным и менее затратным для родителей.
Как сообщили в департаменте образования Ивановской области, все российские школы начали учебный год с новыми программами воспитания. Календарные планы воспитательной работы разработаны с учетом российских и региональных памятных дат. Это делается для того, чтобы школа давала не только владение цифрами, датами и правилами, но и любовь к своему наследию, уважение к своей истории, интерес к своей культуре.
Пушкинская карта
С 1 сентября 2021 года на территории России начинает действовать культурная программа для молодежи «Пушкинская карта». Пушкинская карта — это специальная банковская карта для молодых россиян, которой можно будет расплачиваться при покупке билетов на экскурсии, в театры и другие мероприятия культурного просвещения. Владельцы карт смогут посещать не только федеральные учреждения культуры, но и региональные, даже частные.
Карты будут выпущены в двух видах: пластиковый вариант и электронный. В 2021 году государство зачислит на карту 3 000 рублей, в следующем году лимит планируют увеличить до 5000. Оформить карту смогут подростки и молодежь — по состоянию на 1 сентября человеку должно быть от 14 до 22 лет. Заявка на получение карты оформляется в личном кабинете на портале государственных услуг.
Потратить деньги можно исключительно на мероприятия культурного просвещения, к которым относятся музеи, театры, концертные залы, филармонии и прочее. Вывести «живые» деньги или оплатить какие-то другие покупки Пушкинской картой нельзя.
Выбрать мероприятие можно из афиши в приложении на сайте «Культура.РФ», сайтах участников программы, «Иваново-концерт», в театрально-концертных кассах. При покупке билетов на сайте самой культурной организации или через кассу важно убедиться, что организация участвует в программе. По данным регионального департамента образования, в Ивановской области в программе участвуют пять учреждения культуры: Ивановский драматический театр, Ивановский музыкальный театр, Ивановский театр кукол, Кинешемский драматический театр и Ивановская государственная филармония.
Культурный дневник
Кроме того, с 1 сентября в Ивановской области началась реализация межведомственного проекта «Культурный дневник школьника Ивановской области». Проект направлен на повышение общего уровня культуры обучающихся и развитие новых форматов привлечения школьников в учреждения культуры. Электронная версия дневника предусматривает совместную работу ученика, родителей и классного руководителя по полученным впечатлениям от ознакомления или посещения объектов культуры и искусства. Наиболее активные участники проекта среди младших школьников будут отмечены сертификатами на коллективное и индивидуальное посещение театров, музеев, выставок, среди старшеклассников — путевками по образовательным маршрутам «Моя Россия», «Путешествие в Рождество».
В отличие от «Пушкинской карты», ориентированной на подростков и молодежь, в этом проекте будут участвовать школьники с третьего по шестой класс. Как рассказала на августовской педагогической конференции начальник управления образования администрации Ивановского района Светлана Горнушкина, проект аналогичен читательскому дневнику и дневнику путешественника. Известно, что в проекте будет три направления: офлайн-компонент (организованные выезды школьников в учреждения культуры на спектакли, концерты, экскурсии, фестивали), образовательный компонент (проведение образовательных мероприятий по различным направлениям и видам искусств) и онлайн-компонент (возможность удаленного доступа к произведениям искусств).
В методических рекомендациях к проведению проекта отмечается, что по возможности один раз в месяц школьники должны взаимодействовать с произведениями культуры в формате «живого звука», очно — допустим, посещать спектакль, участвовать в интерактивном мероприятии в музее, выезжать на экскурсию по родному краю. «В течение учебного года школьник сможет записывать в «Культурный дневник школьника» все свои впечатления от увиденного, услышанного и прочитанного, — говорится в документе. — Этот дневник поможет сохранить в его памяти увлекательные путешествия, занимательные выставки, интересные представления, связанные с культурой России и региона, которые он посетил и в которых принимал участие. Полученный опыт и знания помогут ему приобщиться к миру музыки, театра, кино, литературы, народного творчества».
Программы воспитания
«Культурные мероприятия учреждение образования просто обязано включить в программу воспитания, — отмечает глава регионального департамента образования Ольга Антонова. — Без программы воспитания невозможно переосмыслить, что и как делает педагог как воспитатель личности. Да, это еще один документ, но документ, который должен быть у каждого свой, уникальный, учитывающий особенности детей и социума, в то время как примерные программы учебных предметов должны быть типовыми для всех школ страны, чтобы при переезде в другой город или в другую школу ребенок «не выпадал» из единого образовательного пространства».
По словам Светланы Горнушкиной, погружение школьника в культурную среду — важный компонент воспитания. «Культурный дневник» должен стать продолжением проекта «Путешествие по губернии», в рамках которого школьники региона за время обучения знакомятся с памятниками культуры и искусства, посещают музеи, театры, библиотеки. В таких проектах традиционно участвует музей Бурылина, Музей ивановского ситца, Фурмановская картинная галерея имени Д. Трубникова, Плесский музей Левитана, ивановская филармония и не только.
«Воспитание эстетической, нравственной и эмоциональной культуры молодого человека с раннего возраста — это своеобразное противоядие деструктивным проявлениям в молодежной среде», — отмечает Светлана Горнушкина.
Евгения КОЧЕТКОВА