Отправляя ребенка в школу, каждый родитель мечтает о не о том, чтобы малыш учился на пятерки. Он хочет, чтобы ребенок вырос личностью — уверенным в …
Отправляя ребенка в школу, каждый родитель мечтает о не о том, чтобы малыш учился на пятерки. Он хочет, чтобы ребенок вырос личностью — уверенным в себе человеком, который точно знает, по какому пути пойти, какую профессию выбрать и что для этого делать. В последние годы на разностороннее воспитание детей ориентируется и школьная система образования.
О том, что делают в образовательных организациях для того, чтобы раскрывать и развивать в детях их способности, рассказала на августовской педагогической конференции директор Новоталицкой средней школы Ирина Варламова. Опыт и наработки учреждения полезны как другим педагогам, так и родителям.
Обнаружить в детстве
«Обращаясь к терминологии «задатки, способности, одаренность, таланты, гениальность», можно отметить, что только задатки предопределяются наследственностью человека, а все остальное — это результат обучения и деятельности», — рассказала Ирина Варламова.
По ее словам, гениальность или настоящий талант — явление исключительное, но те или иные способности имеет каждый ребенок. И если способности обнаружить в детстве, а потом поддерживать в семье и школе, то они сформируются и позволят человеку получить весь набор знаний и коммуникативных навыков, нужных для того, чтобы построить успешную карьеру. Тогда сам человек обеспечит себе высокий уровень профессиональной реализации и высокое качество жизни, а общество получит новые идеи, мотивацию, энергию, интеллект и многое другое.
Выявить до школы
Одним из способов поддержки детских талантов является создание специальных классов и учреждений для одаренных детей. Но в том, чтобы ребенок воспитывался в так называемой школе для всех есть тоже много плюсов: в этом случае ребенок изначально развивается в среде сверстников, у каждого из которых есть либо аналогичные, либо другие способности. Благодаря своей непохожести дети обмениваются знаниями, навыками, как бы обогащают друг друга эмоционально и информационно.
По словам Ирины Варламовой, проявления одаренности отмечаются уже у дошкольников. «Мы замечаем талантливых детей, когда они, например, участвуют в муниципальных и региональных праздниках: «Светофорчик», «Маленькая фея», «Рождественский подарок» и другие», — говорит Ирина Юрьевна. Соответственно, для родителей имеет смысл поощрять участие ребенка в мероприятиях, это развивает навыки социальной адаптации и помогает проявлять способности, о которых ни малыш, ни мама с папой могли до сих пор не подозревать. Допустим, у ребенка хороший голос, развитая координация, танцевальные задатки и природный артистизм.
Взаимодействовать с педагогами
Для Ивановского района свойственна тесная интеграция школ и дошкольных образовательных организаций: педагоги дошкольного и начального уровней обучения взаимодействуют друг с другом, отмечает Ирина Варламова. Это помогает обеспечивать преемственность дошкольного и начального образования. «При поступлении детей в первый класс мы наблюдаем тенденцию: родители уже при подаче заявления рассказывают, что умеет, чем увлекается, где дополнительно занимается будущий первоклассник, — рассказывает Ирина Юрьевна. — Ответственные родители нацелены не только на получение объема предметных знаний, но и заинтересованы в разностороннем развитии ребенка».
В дальнейшем, если родители и педагоги находятся в хорошем контакте, это хорошо сказывается на ребенке: он взрослеет и изучает мир как в школе, так и в семье. Поэтому школы поддерживают позитивный семейный опыт, например, участие мам и пап в таких конкурсах, как «Семья года».
Пользоваться «Навигатором»
Сейчас образовательные стандарты выравнивают сочетание академической и внеучебной успешности обучающихся, говорит Ирина Варламова. Это значит, что для современного ребенка знать, что такое дискриминант, так же важно, как, например, заниматься рукопашным боем или играть на фортепиано. Чтобы родителям было проще помочь своим детям найти увлечение по душе, создан «Навигатор дополнительного образования» — портал, на котором собраны все варианты по кружкам и секциям.
Проект не имеет международных аналогов, подчеркнула Ирина Варламова. Все, что требуется от мамы или папы, — зайти на сайт, просмотреть все предложения, выбрать то, что интересует, записать ребенка и получить персональный сертификат. «Смысл сертификата — в том, что финансировать будут только те программы, которые востребованы детьми, — объясняет Ирина Юрьевна. — То есть родители фактически станут участниками распределения бюджетных средств в пользу наиболее качественных услуг допобразования».
На сайте есть возможность оставлять отзывы и знакомиться с другими мнениями. «Со своей стороны мы уже разместили в навигаторе 11 программ допобразования», — рассказала Ирина Варламова.
Участвовать в олимпиадах
Одной из традиционных форм работы с одаренными детьми являются олимпиады. Их большой плюс — безоценочный формат. То есть ребенок не сравнивает себя с остальными: «Я лучше Пети и хуже Маши, потому что у Пети тройка, а у Маши пятерка». Он получает признание своих возможностей, если отмечен в числе лучших, и стимул в следующий раз попробовать еще, если пока не отмечен.
Как рассказала Ирина Варламова, в связи с пандемией по объективным причинам снизилось количество командных успехов школьников на олимпиадах и спартакиадах, зато в 2,5 раза выросло число личных достижений. Это связано с тем, что многие мероприятия перенеслись в онлайн-формат. И если раньше не всякий ребенок мог поехать в другой город или регион на очное состязание, то дистанционный формат открыл для этого дополнительные возможности.
Поощрять успехи
Вообще, способные дети нуждаются в состязательности, отмечает Ирина Варламова. «В детском возрасте важен такой мотивирующий фактор, как поощрение, — рассказывает она. — В последние годы как регион, так и муниципалитет дают нам существенные возможности в этом. В частности, ежегодно несколько старшеклассников получают именные стипендии Ивановского района интеллектуально одаренным обучающимся, у нас в этом году три таких человека. Успешных учеников приглашают на новогодние праздники, в июне для них устраивают теплоходные экскурсии. В 2019 ученица нашей школы была награждена туристической путевкой во Францию».
В самой школе возможностей поощрить ребенка мало, но они все равно есть. Например, для детей может быть мотивацией увидеть себя на стенде лучших, на сайте школы или в СМИ, отмечает директор Новоталицкой школы. Поэтому в учреждении регулярно обновляют стенды с достижениями учеников.
Обратиться к психологу
Трудностей в деле выявления и поддержки детских талантов, конечно, тоже немало. Для эффективной системы нужны квалифицированные кадры (с этим есть сложности, особенно актуальные для сельской местности) и достойная заработная плата с хорошими стимулирующими компонентами. Помимо педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования с одаренным ребенком при хорошем раскладе должен работать психолог, но эта возможность доступна не всегда. «Например, наш педагог-психолог в прошедшем учебном году стала победителем муниципального и финалистом регионального этапов конкурса «Педагог года», что говорит о ее квалификации, — говорит Ирина Варламова. — Но при тысячном контингенте учащихся психолог работает в основном с проблемными детьми. А способные и талантливые дети если и получают психологическую помощь, то по остаточному принципу».
Тем не менее поддержка талантов остается важной задачей и для педагогов, и для родителей.
Евгения КОЧЕТКОВА