На входе — чистые бахилы и объявление о приеме окулиста. По сравнению с прежними временами медицина стала доступнее для сельских жителей: приезжают узкие специалисты, иногда…
На входе — чистые бахилы и объявление о приеме окулиста. По сравнению с прежними временами медицина стала доступнее для сельских жителей: приезжают узкие специалисты, иногда ведут прием комплексные бригады областной больницы. Но свой, местный доктор все равно остается тем человеком, к которому идут за помощью и советом. Заведующий Буньковским отделением общей врачебной практики (семейной медицины) Владимир Смирнов — именно такой человек.
Став когда-то врачом-педиатром, Владимир Николаевич вот уже более 40 лет лечит всех: и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин, и местных, и гостей. Сейчас он врач общей практики с многолетним опытом работы главного врача. А еще — кандидат медицинских наук, депутат Совета Балахонковского сельского поселения и новый почетный гражданин Ивановского района.
30 лет в должности главврача
— Владимир Николаевич, откуда вы родом?
— Родился, учился и до сих пор живу в Ивановском районе. Мама, папа, бабушки и дедушки — все жили в Ивановском районе. Сам я родился в деревне Скалозубка, а бабушка с дедушкой жили в Кадникове. Дедушка был председателем колхоза, а в 1942 году ушел на войну и не вернулся. Жизнь его братьев тоже закончилась на войне. Поэтому на Новоталицкой стеле есть фамилия Мараловы. Это мои родные…
— То есть вы родились в Ивановском районе и здесь же всю жизнь работаете?
— Верно. Окончив Богородскую школу, поступил в Ивановский государственный медицинский институт, в 1978 году окончил и был направлен на работу в Ивановский район — главным врачом в Балахонковскую больницу. То есть я 30 лет проработал главным врачом: сначала главным врачом Балахонковской больницы, затем главврачом Балахонковской и Новоталицкой амбулаторий. Потом создали Ивановскую районную больницу, а затем Ивановскую центральную районную больницу. Я был главным врачом всех этих учреждений.
Все началось с кино
— Почему вы решили пойти в медицину?
— На самом деле, сначала я решил пойти в культуру. Это все произошло после того, как киномеханик Никольского клуба сказал: «Никогда не был летом в отпуске…. Поработай за меня!» Я согласился: работал и одновременно учился на курсах киномехаников. Мне было 14 лет, я экстерном сдал экзамен, и с этого началась моя трудовая деятельность. Лето закончилось, надо было идти учиться, а завклубом говорит: «Я тоже хочу в отпуск, поработай за меня». Я поработал месяц, а она выходит после отпуска со словами: «Я рассчитываюсь, ухожу работать завмагом. А ты уж поработай за меня немножко…»
Так я проработал в культуре 25 лет.
— То есть вы параллельно работали и в медицине, и в культуре?
— Да, в культуре работа в основном вечерняя. Днем я работал врачом, а потом отправлялся в сельский клуб…
Больше добра и милосердия
— И все-таки, почему вы стали врачом?
— Мне хотелось, чтобы было больше здоровых людей. Кроме того, видел, как болели мои родные, всегда хотелось им помочь. У меня, например, тяжело болела мама. Ну а самое главное: я с самого детства восхищался людьми в белых халатах, которые помогают пациентам, спасают их.
— Как выбрали специализацию?
— У меня был хороший друг, профессор Евгений Викторович Путинцев, он заведовал в мединституте кафедрой госпитальной педиатрии. «Будешь педиатром». Так я стал детским врачом. Ну а когда пришел в село, то оказался единственным врачом. Три медсестры, два фельдшера, санитарки, повара, дворники. Пришлось принимать и детей, и взрослых. И зубы таскать, и операции делать. Я был от этого поначалу далек, но был молодым, смелым. Очень мотивировало, когда к тебе сначала приходит человек, у которого что-то болит, а через неделю он здоров. Когда это все видишь, хочется делать больше добра и милосердия…
Вообще, сельские жители всегда были обижены медициной. Попасть к нужному врачу было сложно. Областной больницы раньше не было, онкодиспансера тоже. Со всеми проблемами шли в участковую больницу. Хорошо, если удавалось направить в городскую для оказания специализированной помощи. Но, тем не менее, справлялись.
Всех пациентов знаю лично
— Чего в вашей работе больше: медицины или управления?
— 30 лет мой день делился на две части: я работал и как врач, и как главврач. На работу приходил в 7 утра. Сначала — административная работа: документы, конференции, обзвон или посещение отделений. А потом — обход, прием, больные. Сейчас больше медицинской практики. Документы и административные дела занимают час в день. Остальное — прием, неотложная помощь, посещение больных на дому. Обслуживаем мы 28 деревень, 1536 человек. Плюс дачники: летом население увеличивается в 2-3 раза. Принимаем всех, кто приходит. И послушаем, и назначим, и лекарства у нас купить можно. Специалисты из Ново-Талиц раз в месяц ведут прием.
— И вы, наверное, всех местных жителей знаете лично?
— И лично, и у кого что болит, помню. Такая работа, я ведь тут 40 лет работаю.
Приносили картошку, морковку
— Наверняка за эти годы не раз случались непростые времена…
— Конечно, было всякое. Но нам всегда шли навстречу и представители власти, и руководители предприятий. Помню, администрация Ивановского района купила 8 машин сразу, 8 УАЗов! А еще велосипеды для фельдшеров, мопеды для желающих. Низкий поклон Шилову Юрию Павловичу, добрые слова Жубаркину Сергею Вячеславовичу.
— А сейчас какие отношения с администрацией?
— И сейчас хорошие, но изменился принцип финансирования: если раньше нас финансировала администрация и частично Фонд медицинского страхования, то теперь только Фонд социального страхования. И районная администрация рада бы помочь, но по закону это может сделать только Фонд.
Кроме того, я очень благодарен своим друзьям. Директор «Тепличного» Константин Иванович Рупасов, директор Новоталицкого совхоза Бабочкин Герман Сергеевич, директор предприятия «Русь» Капустин Валерий Александрович — это люди, которые выручали нас много раз. Знаете, было такое время, когда у нас было нечем кормить больных. Не могли купить даже хлеба. И тогда директор «Тепличного» говорит: «Иди в магазин, покупай, что нужно, мы все оплатим».
А так и колхоз помогал (картошку, молоко, мясо давали). Даже жители приносили кто что мог: картошки, морковки с огорода, ягод… Никогда не забуду, как заведующий райпо принес в больницу целый поднос мороженого, пирожных, пирожков. Ходил по больнице и раздавал. Я потом его немного отругал, потому что мороженое больным нельзя и пирожные-то нежелательно… Но это было от чистого сердца.
Еще однажды пациентка, увидев нашу старую мебель, подарила больнице 20 кроватей и 20 тумбочек, которые купила за свой счет. Поставили на учет и были по-хорошему шокированы.
Это щедрость нашего народа. И особенная черта сельской медицины. В городе я о таком не слышал.
— В такие моменты, когда вам было нечем кормить больных, вы не жалели о том, что выбрали эту профессию? Не посещали такие мысли?
— Не посещали. Хотя меня приглашали на другую работу, например, в облздравотдел. Да, было тяжело, было так, что мы не могли даже зарплату платить по 3-5 месяцев. Порой скорая не могла выехать: бензина не было. Но как-то боролись, думали, что можно предпринять, какой выход найти. А мыслей все бросить и уйти — нет, не было.
Евгения КОЧЕТКОВА