Подвиг медицинских работников в годы Великой Отечественной войны вызывает восхищение. Благодаря труду врачей было спасено более 17 миллиона бойцов. Доктора трудились круглосуточно, рисковали жизнью наравне…
Подвиг медицинских работников в годы Великой Отечественной войны вызывает восхищение. Благодаря труду врачей было спасено более 17 миллиона бойцов. Доктора трудились круглосуточно, рисковали жизнью наравне с боевыми товарищами.
С 1941 по 1945 год в Кохме действовал госпиталь № 3837. Он занимал два здания. Под главный корпус освободили клуб. Большое трехэтажное здание могло вместить много раненых. Удобно было то, что почти к зданию вела железнодорожная ветка (ее проложили еще купцы Ясюнинские, обеспечивая подъезд к фабрике). Под второй корпус освободили новую двухэтажную школу № 21, которая была построена в 1940 году. В этом корпусе находились легкораненые или выздоравливающие.
После боев на Орловско-Курской дуге в госпиталь доставили сразу 200-300 человек. Принимали всю ночь. Только офицеров было человек 40. Возили раненых с вокзала на машинах автобусах и почти сразу всех отправляли в операционные, так как у пострадавших на передовой была проведена лишь первичная обработка.
Сейчас многих врачей и медсестер уже нет в живых, но в кохомском музее хранятся их воспоминания, фотографии, документы.
Штат медицинских работников и обслуживающего персонала был небольшим, но люди работали, как правило, без выходных, не жалея сил. Некоторые из них приехали в район из оккупированных территорий. В штате было 4 медсестры, 3 санитарки, 2 врача, кастелянша, рентгенолог и инструктор по лечебной гимнастике (она же физиотерапевт).
Возглавил госпиталь Серафим Александрович Агурейкин. Главным хирургом был Лука Тихонович Войтович, хирургическое отделение возглавляла Антонина Ильинична Самарина, филиалом (находился в здании школы) руководила Мария Николаевна Гунина. Инструктором по лечебной гимнастике была Вера Михайловна Николаева (Малышева). За пять лет работы персонал, конечно, менялся.
С 1943 года начальником госпиталя был полковник Финк – уже немолодой военврач. Комиссаром госпиталя, который к этому времени насчитывал 1500 коек, был назначен Михаил Григорьевич Воскобойников (впоследствии – профессор Ленинградского пединститута). В самом конце войны заместителем госпиталя по политчасти стал работать Кузьма Алексеевич Шевараков, который остался в Кохме после излечения и признания годным к нестроевой службе. Татьяна Федоровна Барышникова начинала работать медсестрой в кохомском госпитале, а в ноябре 1942 года отправилась в качестве старшего сержанта на Белорусский фронт, работала медсестрой в эвакогоспитале № 3823. С ним и дошла до Берлина. В Кохму вернулась только в 1948 году, так как в Германии задержалась, работала в госпитале, где долечивались наши бойцы.
Медсестрами были Лена Люлева, Тоня Меньшикова, Клавдия Павловна Шпулина, Л. Щапова, А. Белякова, Татьяна Алфимкина, Юлия Федоровна Тихонравова (Спиридонова). От начала до конца войны работала в госпитале Антонина Владимировна Челышева.
В 1942 году в госпиталь (здание школы) после окончания ускоренных курсов фельдшерско-акушерского отделения Ивановского медицинского училища поступила медсестрой Лидия Петровна Чаянова. Вчерашняя школьница мужественно справлялась со всеми трудностями взрослой работы. Раненые старшего поколения звали ее «дочкой», подбадривали, когда она делала уколы или перевязку.
Госпиталь был заботой всех кохомчан, отработав смену, спешили сюда женщины, девушки, школьники. Несли еду, книги, газеты, помогали писать письма, ухаживать за ранеными, чинить белье. Но официально шефствовали над госпиталем предприятия и артели города. Шефский комитет организовывал доклады, лекции и концерты художественной самодеятельности.
В предпраздничные дни на предприятиях проводился сбор средств, а на собранные деньги покупались подарки для госпиталя.
По воспоминаниям врача Софьи Дмитриевны Крестовой (Страшновой) и медсестры Екатерины Ивановны Вяткиной (Кривенко), военный госпиталь был открыт, когда немцы подошли к Москве. В это время основное здание было рассчитано на 1000 коек, два верхних этажа занимали только что привезенные с фронта бойцы. Внизу находился рентгеновский кабинет, физиотерапевтическое отделение и процедурная, пищеблок и столовая, кабинет кастелянши, 4 палаты на 100 человек (в основном, для раненых в нижние конечности). Основные палаты располагались на втором и третьем этажах. Операционная была на 2-м этаже. Здесь же располагалась процедурная. В большом зале показывали кинокартины, выступали с концертами медперсонал и школьники.
Татьяна Александровна Кошкина работала в госпитале медсестрой. Ее дочь, Наталья Александровна Головнина рассказывала, как та вспоминала о том, что приходилось кровавые бинты, тряпки брать домой, стирать и кипятить в печке. Можно сказать, брали работу на дом.
Где-то в середине войны появился у врачей американский пенициллин, стрептоцид, в лечении с хорошим эффектом стало применяться переливание крови. Умерших, а их, к счастью, было немного, хоронили на местном кладбище своими силами.
В память о тех днях на главном здании госпиталя в 2005 году была установлена мемориальная доска. Планируется установить мемориальную доску на здании школы, также служившей госпиталем в те годы.
О госпитале помнит и Нина Ефимовна Тихонравова — учитель физкультуры ивановской школы № 7 . Она после окончания курсов при областном комитете физкультуры по лечебной гимнастике работала инструктором-общественником. Во время войны школа, где Нина Ефимовна трудилась, стала госпиталем. Здесь разместилось медицинское учреждение, эвакуированное из Киева. «Первые раненые были очень тяжелые, а поступали, в основном, из-под Москвы. Да и нам было трудно с непривычки», — вспоминала Н. Тихонравова. За годы войны Нине Ефимовне пришлось сменить несколько госпиталей, но большую часть из них она проработала в госпитале № 4062, что размещался в Доме отдыха «Харинка». Устроен он был в 1942 году, и оборудовать его пришлось почти с нуля. Нина Ефимовна многое сделала для его оснащения и благоустройства. Вместе с выздоравливающими бойцами она изготавливала тренажеры, а на лесной поляне устроила «полосу препятствий» — так благодаря этим нехитрым приспособлениям солдаты готовились к продолжению службы в армии. Заботилась она и о том, чтобы работники госпиталя тоже были в хорошей форме – меньше болели и уставали. Летом инструктор по лечебной физкультуре Н.Е. Тихонравова проводила для медсестер зарядку на свежем воздухе, а зимой устраивала лыжные пробежки. Еще она увлекалась танцами, активно участвовала в художественной самодеятельности, в различных мероприятиях — не только в концертах для раненых, но и в смотре агитбригад ивановских госпиталей в м. Соснево.
Даже после войны дружили работники госпиталя, а в 1975 году медики снова встретились на Харинке, где провели когда-то четыре тяжелых года.
Наталья Цикулина, сотрудник Музея истории городского округа Кохма
Примечание: В скобках указаны фамилии медицинских работников после замужества.