Совсем немного осталось до объявления победителей областного этапа конкурса «Педагог года». Уже названы имена финалистов, которых ждут еще несколько испытаний. Последние этапы станут решающими для…
Совсем немного осталось до объявления победителей областного этапа конкурса «Педагог года». Уже названы имена финалистов, которых ждут еще несколько испытаний. Последние этапы станут решающими для конкурсантов.
В финале в номинации «Воспитать человека» участвует педагог-психолог Новоталицкой средней школы Ивановского района Татьяна Непомнящая.
Психологическое стихотворение
Реализовать себя в этой профессии Татьяна Петровна решила еще в школе. Однажды она написала стихотворение, которое посвятила своему учителю математики. Педагог говорит, что это был первый составленный ею психологический портрет человека, который она представила в стихотворной форме.
Получив профильное образование в вузе, Татьяна Петровна работала в разных учреждениях в Иванове: в детском саду №99, в школе №35, в областной психолого-медико-педагогической комиссии, преподавала в педагогическом колледже. В настоящий момент она возглавляет региональное отделение Федерации психологов образования России и трудится педагогом-психологом в Новоталицкой средней школе, куда пришла чуть больше года назад.
— В работе приходится сталкиваться с разными ситуациями. Их участниками являются дети, родители и педагоги. Моя задача как психолога — разобраться в ситуациях, выслушать каждую сторону и совместно найти решение. Кроме того, среди направлений моей работы — учебные трудности школьников, а также формирование у детей социальных навыков, то есть умений, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающими, вести диалог, держать под контролем свои эмоции. На занятиях мы анализируем различные социальные навыки, а затем дети закрепляют их как в школе, так и вне ее, — отметила Татьяна Петровна.
С учениками начальных классов она также проводит различные игровые занятия. Ученики распределяют роли и становятся участниками различных ситуаций. Цель таких занятий — воспитать доброжелательное отношение в классе, чтобы дети поддерживали и уважали друг друга.
— Часто на наших глазах происходит следующая ситуация: у одного ребенка что-то не получается, а другие ученики начинают над ним подшучивать. Игровые тренинги учат детей правильно взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать своих одноклассников, договариваться и не бояться осуждения со стороны других людей, — сказала педагог-психолог.
Первая победа
В прошлом году Татьяна Петровна приняла участие в районном этапе конкурса «Педагог года» в номинации «Воспитать человека». Серьезная подготовка, бессонные ночи и высокая конкуренция — к этому педагог была готова. Вместе с тем, пришлось пересмотреть направления своей работы, чтобы полностью соответствовать номинации.
Педагог-психолог рассказывает, что в течение всего конкурса ей помогали коллеги из Новоталицкой школы. Ценные советы она услышала от Елены Борисовны Хухриной — руководителя физического воспитания, профессионала с большим опытом работы, участника и победителя различных конкурсов профессионального мастерства.
Все этапы «Педагога года» прошли для Татьяны Петровны на одном дыхании, однако каждый из них был по-своему сложен.
— Я не ожидала, что стану победителем. Для себя решила, что нужно в первую очередь достойно представить свою Новоталицкую школу и набраться опыта. В моей номинации было не так много участников, однако все они — профессионалы своего дела, и каждый достоин был победы. Дух соперничества, конечно, чувствовался. Но проявлялся он в представлении себя и опыта работы, а не в негативных эмоциях, — добавила Татьяна Непомнящая.
Победители районного уровня приняли участие в областном конкурсе, который стартовал с заочного этапа. Учителя представили свои материалы — над ними они работали на муниципальном «Педагоге года». Далее участники в очной форме презентовали свое «Педагогическое портфолио».
В номинации, в которой участвует Татьяна Непомнящая, оказались представители самых разных направлений работы: это воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя математики, русского языка и литературы, физики, истории и физической культуры. Татьяна Петровна — единственный педагог-психолог в этой номинации.
Впереди у участников были не менее сложные этапы — воспитательное мероприятие и развивающее занятие. Их Татьяна Непомнящая также успешно преодолела.
«Урок» в тире
Воспитательное мероприятие педагог-психолог посвятила социальным навыкам. Вместе с детьми из четвертого класса она отправилась в электронный тир Молодежно-спортивного центра «Олимп». Там ребята стали участниками интересного эксперимента, который в 1971 году впервые провела психолог Валерия Мухина. Целью ее было проанализировать сплоченность школьников, оценить их взаимодействие с окружающими и умение делать выбор.
Мухина предложила школьникам выстрелить в тире. При выстреле в левую мишень автомат выдавал 1 рубль, который участник мог потратить на свои нужды. При выстреле в правую мишень этот рубль должен был пойти на нужды класса.
Ученика оставляли в одиночестве, чтобы он сделал свой выбор. Далее ему рассказывали, что 17 человек выиграли 1 рубль для себя и лишь пара человек стреляла вправо, позаботившись о копилке класса. В ходе эксперимента 80% испытуемых делали выстрел в правую мишень, отдавая выигранные деньги классу.
Ученики Новоталицкой школы повторили эксперимент. По его итогам большинство детей сделали выбор в пользу класса. Результаты эксперимента ученики обсудили на воспитательном занятии. Они поделились своими впечатлениями и эмоциями. Несколько ребят, которые сделали выбор «в пользу себя» в тире, поменяли свое решение во время обсуждения.
Татьяна Петровна подчеркнула, что ей как психологу было важно проанализировать атмосферу в классе, потому что впереди у четвероклашек — подростковый возраст. Вместе с ним часто приходит буллинг и агрессия. Собранные данные помогут в будущем работать с этим классом, чтобы не допустить подобного поведения.
Пятерка за таблицу умножения
Развивающее занятие Татьяны Петровны было посвящено способам изучения таблицы умножения. Идею предложили сами школьники, которые с трудом ее осваивали.
На занятии педагог-психолог рассмотрела с ребятами третьего класса все способы запоминания, которые существуют. Каждый поделился своим опытом. Затем ученики «испытали» способы, чтобы проверить, насколько они действенные.
В итоге дети выбрали те варианты запоминания, которые им больше всего понравились, попробовали выучить таблицу умножения и позже поделились результатами. После этого занятия таблица умножения многим ребятам «покорилась».
А Татьяна Петровна провела комплексный анализ и выявила, что в каждом классе есть ученики, которые до конца не знают таблицу умножения. Она уверена, что детям нужно рассказывать о разных способах запоминания, чтобы они не боялись математики и легко ее усваивали.
— С детьми всех возрастов нужно работать и общаться. С младшими школьниками проще. У них горят глаза, они всегда верят взрослым, на какие бы темы мы с ними не говорили. С подростками тяжелее. Им нужно приводить аргументы, чтобы они поверили в правдивость твоих слов, нужно быть гибче, внимательнее. Для меня важно, чтобы мои воспитанники брали пример со взрослого, который на своем примере показывает, как необходимо себя вести. И самое главное — с детьми нужно быть честными. Тогда они будут верить и прислушиваться к мнению взрослых, — подчеркнула Татьяна Петровна.
Испытания для «педагогов года» продолжаются. «Наше слово» с нетерпением будет ждать результатов конкурса. Надеемся, что участники из Ивановского района войдут в число победителей.
Алена КОРОЛЕВА