Домой Газета А за окошком у нее цветы

А за окошком у нее цветы

… необычайной красоты Время от времени в доме Натальи Лысаковой появляются новые удивительные цветы. Они очень похожи на настоящие, но никогда не вянут, не ломаются…

… необычайной красоты

Время от времени в доме Натальи Лысаковой появляются новые удивительные цветы. Они очень похожи на настоящие, но никогда не вянут, не ломаются и не теряют своей красоты. Цветы выполнены мастерицей в технике скульптурная живопись. Ее она освоила весной прошлого года, когда большинство жителей нашей области оказались на самоизоляции.

Наталья Васильевна из Кохмы. Она работает старшим воспитателем в детском саду в микрорайоне Просторный. Из увлечений — стрельба из лука и сноуборд. Неравнодушна Наталья и к творчеству.

— Раньше занималась декупажем — декорировала бутылки. Но постепенно этот вид творчества ушел на второй план. Потом меня заинтересовала живопись. Я посещала различные мастер-классы, писала картины дома. Я сразу поняла, что это моё, хотя в детстве особой любви к рисованию не испытывала.  Еще люблю заниматься декором помещений. В частном доме, в котором я живу, всегда есть, что доделать, перекрасить или обновить. А еще сделать так, чтобы помещения стали красивыми и уютными. А для этого нужен творческий подход, — говорит Наталья.

Скульптурная живопись

О таком направлении, как скульптурная живопись, она узнала прошлой весной — в разгар пандемии. В это непростой период временно был закрыт детский сад, в котором работает мастерица. Несколько недель там работала только дежурная группа. Свободного времени оказалось достаточно, чтобы заняться саморазвитием. Наталья начала рисовать. Периодически она смотрела различные мастер-классы в интернете, где искала новые приемы работы с масляными красками. Пролистывая электронные страницы с видеоуроками, мастерица обратила внимание на необычную технику — скульптурную живопись.

Еще это направление называют объемной живописью, ведь создаваемые картины получаются не плоскими (как в случае с картинами художников), а имеют объем (как в случае с работой скульпторов). Наталья Лысакова рассказывает, что основным рабочим материалом служит штукатурная масса (можно приготовить самостоятельно или купить готовую). По консистенции она должна быть мягкой. Цвета можно подбирать самим — например, купить нужный колер и смешать несколько капель со штукатуркой. Некоторые мастера добавляют в штукатурку масляные краски. Благодаря этому способу можно делать тональные переходы, как в живописи.

Секреты и хитрости

Также для работы пригодится деревянная заготовка, на которую будут помещены готовые элементы из штукатурки, и мастихин (специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания или удаления не засохших остатков красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст). А дальше — дело рук мастера.

Наталья отмечает, что посмотрев несколько мастер-классов по скульптурной живописи, она была под впечатлением от того, как «вырастают» цветы, которые очень напоминают настоящие. Казалось, с такой техникой непрофессионалу справиться невозможно.

— Я даже советовалась с мужем, стоит ли пробовать этим заниматься. Но он меня поддержал. Муж у меня тоже художник, только рисует 3D-изображения на компьютере. Для себя я решила, что дорогу осилит идущий. В итоге сделала первый шаг и села за работу. Как только поняла принцип, руки сами начали делать, — добавляет кохомчанка.

Наталья признается, что над первой своей работой (маленьким панно) она трудилось примерно шесть часов. Сейчас девушка справляется с творческой задачей за два часа. Конечно, чем больше по размеру работа, тем больше времени на нее затрачивает художник. Если это большая картина, то профессионал в скульптурной живописи с ней справится за несколько дней. Наталья только начала делать свою первую большую картину. Над ней она трудится в свободное время в выходные.

Авторский стиль

Те, кто освоил или только начал работать в технике скульптурная живопись, по-разному отзываются о творческом процессе. Кто-то говорит, что это направление проще традиционной живописи, другие считают, что сложно собирать каждый элемент из деталей. Все объекты художниками создаются по принципу: каждый мазок должен создавать один элемент. Например, один мазок — один лист «вылепливаемого» цветка или один готовый лепесток. Объемная картина создается последовательным наложением одной детали на другую.

— Создавать картины и панно можно разными способами. Например, один мазок сразу наносить на готовую поверхность. Некоторые мастера каждый мазок наносят на салфетку в руках, а затем наращивают цветок. В итоге объект  получается более реалистичным. Впрочем, всё зависит от фантазии художника, поэтому нет универсального рецепта, как нужно делать элементы из штукатурки. Каждый художник находит свой способ. Повторить узоры уже на другой поверхности также невозможно. Похожее получится, а точь-в-точь нет, потому что рука и мазки всегда по-разному ложатся, — отмечает мастерица.

Море терпения

После того, как панно или картина будут закончены, их оставляют сушить. В течение недели изображения полностью застывают. Службу картины продлевает лаковое покрытие, которое защищает материал от воды.

Готовые работы не такие уж и легкие: вес добавляет застывшая штукатурка. Если панно маленькое, оно не тяжелее книги. Чем больше работа, тем она весомее. Но есть в этом и плюс: работы не разбиваются, даже когда падают, никогда не теряют красоты, а пыль с них легко удаляется.

— С каждым днем я все увереннее себя чувствую в скульптурной живописи. Этот вид творчества захватил меня с первой моей работы и не отпускает до сих пор. Понравился сам процесс и то, что можно работать с разными цветами. Конечно, когда сейчас смотрю на «пробу пера», вижу все недостатки. Наверное, до сих пор критикую свои работы. Но, думаю, что это неплохо. Скорее, это стимул двигаться дальше и развиваться. Мечтаю, чтобы у меня появился свой подчерк в работах, авторский стиль, как у каждого художника. Но для этого нужно много работать, — добавляет Наталья.

Признание

Она уверена, что скульптурную живопись может освоить каждый. И возраст этому не помеха. Главное — не бояться начинать. Если человек готов учиться и приложить усилия, то у него обязательно получится.

Думала ли прошлой весной Наталья, что уже через несколько месяцев станет участницей выставки работ «Творческая мастерская» в Музее истории Кохмы? Конечно нет! Но уже в декабре сотрудники музея записали видеоэкскурсию с выставки, на которой есть работы Натальи Лысаковой. Принять участие в ней предложили коллеги по детскому саду, которые также занимаются творчеством. В музее также попросили записать видео мастер-класса по скульптурной живописи. Теперь о работах мастерицы знают гораздо больше людей — тех, кто виртуально побывал на выставке или посмотрел ее творческий урок. Видеоэкскурсию и мастер-класс можно посмотреть на сайте музея.

В настоящее время Наталья мечтает знакомить со своим творчеством других людей. К ней уже обратилось несколько человек с просьбой провести для них мастер-класс по скульптурной живописи. И среди них был даже мужчина. Детям — воспитанникам детского сада тоже будет полезно и интересно узнать об этом творческом направлении, считает девушка.

Она также планирует усложнять свои работы. Наталья мечтает научиться делать большие часы (размером более метра) в технике скульптурная живопись, попробовать способы состаривания поверхности и золочения, научиться мастерить животных. Новые работы дополнят ее коллекцию. Панно Натальи висят на самом видном месте: они украшают стены ее дома.

Алена КОРОЛЕВА