В последние годы небольшие образовательные учреждения сталкиваются с нехваткой преподавателей молодого возраста. Однако в Ивановском районе есть удачные примеры привлечения педагогов нового поколения, которые успешно…
В последние годы небольшие образовательные учреждения сталкиваются с нехваткой преподавателей молодого возраста. Однако в Ивановском районе есть удачные примеры привлечения педагогов нового поколения, которые успешно осваиваются в сельской местности и готовы давать свои знания местной ребятне. В Буньковской школе уже второй год работает учитель русского языка и литературы Светлана Ланцова. За короткий период времени она добилась уважения у детей и более опытных коллег.
Светлана Вячеславовна родилась в Иванове. После окончания педагогического колледжа она поступила на учебу на филологический факультет Ивановского государственного университета. Во время своего пребывания в вузе будущая учительница познакомилась со своим будущим мужем Иваном, который жил в Бунькове. После окончания учебы Ланцова переехала к супругу в Ивановский район. На первых порах Светлана пыталась найти себе работу по специальности в городе: некоторое время она даже проработала педагогом в ивановской школе №19. Но затем ей пришлось уйти из педагогической профессии, однако Ланцова никогда не сомневалась, что рано или поздно судьба вновь предоставит ей возможность проявить свой учительский талант.
— На всю школу у нас был лишь один преподаватель русского языка и литературы. На него ложилась огромная нагрузка, справиться с которой было непросто. Мы неоднократно звали молодых учителей к себе, но они не стремились приезжать в село, — рассказала заместитель директора Буньковской школы Лариса Демидова. – На одном из собраний кто-то из знакомых рассказал, что в Бунькове проживает девушка с педагогическим дипломом. К нашему счастью, Светлана Вячеславовна согласилась на наше предложение, и теперь мы получили в своем коллективе умного и талантливого педагога!
Индивидуальные беседы
Сразу после прихода в учебное заведение Светлана Вячеславовна взяла в классное руководство восьмой и девятый классы. Работать с подростками переходного возраста довольно непросто, тем более молодому учителю. С первых занятий Ланцовой было важно показать свой авторитет. И педагогу это удалось! За предыдущий учебный год она подтянула в успеваемости учащихся среднего звена.
По словам педагога, главная проблема нынешних подростков связана с их трудностями самоопределения. К 13-14 годам они еще не могут понять, кем по жизни они хотят стать. Светлана Вячеславовна старается подсказать им решение и найти мотивацию для дальнейшего продолжения учебы и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Оба класса молодого преподавателя являются малокомплектными. В одном из них учатся девять человек, а в другом – и вовсе только трое. Однако, несмотря на небольшую разницу в возрасте, Ланцова не проводит в них общие мероприятия и классные часы: расписание у детей разное и найти в нем общего окна не удается. К тому же учительница считает, что в школьной работе к каждому ребенку следует найти свой подход.
— Работать с детьми довольно сложно, но интересно. Чтобы лучше понять их, я постоянно провожу с ними индивидуальные беседы. Мы тратим на разговоры все перемены. После уроков я больше часа стараюсь общаться с ними по телефону. Через социальные сети также регулярно провожу мини-родительские собрания, в ходе которых отвечаю на все насущные вопросы взрослых, — отметила педагог.
Однако, по словам Светланы Вячеславовны, в работе с малым количеством школьников, помимо плюсов, есть и свои минусы. В больших классах с 30-40 учениками занятия проходят более интенсивно: ребята стараются проявить активность и постоянно поднимать руки. В классе из трех человек конкуренции за право ответа не существует. Но зато дети знают, что не выучить предмет и отсидеться у них не получится – иначе плохой отметки в дневнике им не избежать.
«Капитанская дочка»
Сложности в работе Ланцовой подбросила пандемия. Весной дети были вынуждены перейти на дистанционное обучение, но эффективно справляться с освоением уроков дома многим мешает отсутствие Интернета.
— У многих он есть только в телефоне, да и на нем сигнал слабый. Порой им бывает трудно даже переслать отфотографированные домашние работы. Для скорости хоть мобильный вверх подбрасывай, — шутит Светлана Вячеславовна. – Но дети старались выполнять все задания. Признаюсь, во время карантина я здорово испортила свое зрение, пытаясь вычитать сочинения на размытых картинках. Но такой опыт был для меня интересным. Дистанционная работа заставила многих учеников ответственнее относиться к своему делу.
Осенью занятия в Бунькове восстановились в прежнем режиме. Школьники вновь стали заниматься в классах и в сентябре они сумели наверстать не пройденный ранее материал. Светлана Ланцова считает себя требовательным педагогом, но при этом, по ее словам, ставить двойки она не любит больше всего. Главное – это заинтересовать в изучении предмета и плохие оценки в этом не помогут. Интерес к учебе она старается пробудить не только не только у детей, но и их родителей: вместе со своими чадами они вспоминают школьную программу и с возрастом по-другому начинают смотреть на многие литературные произведения.
— На прошлые летние каникулы я дала восьмому классу список книг, которые они должны прочитать. Через день мне позвонила мама одного ребенка. Она говорила, что с детьми не нужно проходить «Капитанскую дочку» Пушкина: повесть очень страшная, в ней много сцен убийств. По ее мнению от ее чтения могла пострадать психика ребят, — рассказала учительница. – Я объяснила ей, что суть «Капитанской дочки» совсем не в этом. Главная идея Пушкина заключалась в том, что человеку при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Через некоторое время мама вновь перезвонила мне и поблагодарила за те слова. Она вместе с сыном вновь перечитала повесть, которая ее очень растрогала.
Плотный график
Любовь к литературе у Ланцовой появилась еще в детстве. Уже в 12 лет она с удовольствием читала не только классику, но философские книги. Больше всего педагогу в юношеском возрасте нравились произведения Андрея Платонова. Трепетное отношение к чтению она прививает своим ученикам. Помимо школьной программы, буньковцы со своим педагогом разбирают и современные произведения. В рамках внеклассной работы ребята среднего звена познакомились с романом «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера и повестью «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой.
За первый год работы в Буньковской школе Светлана Вячеславовна успешно проявила себя на муниципальном уровне. Она вышла в финал районного конкурса «Педагог года» в номинации «Молодой педагог». Ее методическая разработка «Мой лучший урок» заняла в нем третье место. В канун 75-летнего юбилея Победы Ланцова вместе с учеником седьмого класса Максимом Охапкиным приняла участие во всероссийском конкурсе сочинений «Письмо на фронт». Также она готовила бунковских школьников для выступления на районном конкурсе чтецов, который в марте прошел на базе Центра дополнительного образования Ивановского района.
По словам преподавателя, нагрузка в школе большая. Просыпаться ей приходится в шесть утра, а вечером после трудового дня, учительница дома тратит много времени на проверку письменных работ. Свободных минут в графике крайне мало и их Ланцова старается посвящать своим детям. Ее старший сын Ефим уже учится в школе, а младшая дочь Соня еще ходит в детский сад. В их воспитании Светлане Вячеславовне помогает супруг, который встречает и провожает ребят. В первое время они расстраивались отсутствию прежнего внимания со стороны мамы, но постепенно Ефим и Соня поняли, какую важную профессию она выбрала. Каждый день дети стараются помогать ей дома по хозяйству.
— Светлана Вячеславовна всей душой болеет за своих учеников. Она полностью отдает всю себя урокам. Неудивительно, что ей так быстро удалось найти общий язык с детьми, — сказала Лариса Демидова. – Хочется верить, что ее забота и теплота помогут воспитать ни одно молодое поколение нашего поселения!