Домой Газета Покоритель северного неба

Покоритель северного неба

Жители села Ломы прекрасно знают Бориса Преснякова, как ответственного человека, всегда готового прийти на помощь другому. Капитан запаса более 20 лет отдал вертолетам Ми-4 и…

Жители села Ломы прекрасно знают Бориса Преснякова, как ответственного человека, всегда готового прийти на помощь другому. Капитан запаса более 20 лет отдал вертолетам Ми-4 и Ми-8. Во главе своих летательных аппаратов мужчина много лет совершал сложные перелеты в районах Крайнего Севера. Перед празднованием Дня защитника Отечества корреспондент «Нашего слова» побывал в гостях у отважного пилота, который рассказал о своей непростой работе.

Героя для нашей публикации мы выбрали не зря, так как нынешний год является особенным для Бориса Владимировича. На днях свой 70-летий юбилей отпраздновала супруга летчика Нина Владимировна, а в октябре он же случится и в жизни Преснякова. Между двумя большими праздниками пара отметит свою «золотую свадьбу».

Освоил вертолет и истребитель

Любовь к самолетам у уроженца Ломов зародилась после первого посещения известного аэроклуба «Ясюниха». Однажды он пришел туда вместе со своим старшим товарищем, который пробовал управлять спортивным самолетом. Полеты приятеля настолько понравились парню, что он без раздумий решил записаться в клуб.

— Я сразу же стал учиться на самолете серии Як-18, тогда как многие начинали с планеров. Со временем я стал жалеть о том, что мне не удалось полетать на них, — признается Борис Владимирович. — За счет воздушных потоков он может парить без посадки по семь-восемь часов. Нужно только уметь правильно их ловить. Считаю, что когда человек почувствовал небо, то душой он полностью прикипает к нему.

После окончания седьмой ивановской школы, будущий летчик устроился на завод «Автокраны», где он был помощником токаря. Но любовь к высоте он не потерял. Через два года Пресняков решил поступить в учебно-авиационный центр имени Валентины Терешковой в Ярославле. Помимо обретения профессии, молодой человек нашел в городе на Волге свою будущую жену, с которой он случайно познакомился в транспорте. Оказалось, что девушка жила недалеко от общежития юноши в районе Коровники. Они стали встречаться и вскоре расписались.

После учебы летчик три года отработал в «Аэрофлоте» на самолете Ан-2. На нем Борис Владимирович совершал полеты в сельскую местность, где помогал в опылении и пропалывании полей, скидывая на них удобрения. Несколько раз он со своей машиной совершал длительные командировки в республики Средней Азии — Казахстан и Узбекистан.

Вскоре Пресняков прошел военную переподготовку в Вязниках. После нее он не только получил офицерское звание, но и освоил истребитель МиГ-15, разгонявшийся на высоте до скорости 750 километров в час. Тогда летчик даже не предполагал, что помимо сложной техники ему удастся справиться и с вертолетом.

Однажды он видел показательный полет женщины — мастера спорта по вертолетному спорту, которая на своей «вертушке» могла на несколько мгновений зависнуть в воздухе. Уже через несколько месяцев Пресняков полностью изучил вертолет. Благодаря своим успехам талантливый пилот в 1974 году вошел в спецнабор на поступление в Кременчугское летное училище гражданской авиации. Там он продолжил развивать свои навыки. За интенсивностью обучения время в стенах вуза пролетело незаметно. После его окончания Пресняков получил распределение на юг, но вместо отправления в теплые края Борис Владимирович попросился работать в Красноярский край.

Приземление на «Арктику»

Казалось, что на Крайнем Севере молодой пилот столкнется с серьезными трудностями, связанными с холодом, отсутствием многих удобств и неразвитостью местности. Его семья поселилась в городе Дудинка, где в то время не было ни дорог, ни высотных домов. Но Пресняковым удалось прижиться на новом месте и даже подружиться с коренным населением, чего не удавалось сделать многим выходцам из европейской части страны. Как отмечают супруги, северяне — удивительные люди, которые с большим трепетом относятся к своей природе.

— Никто из них не посмеет убить на охоте лишнего оленя или выловить много рыбы. Они чтут всех лесных жителей. Заходя к ним в юрту, мы могли взять все, что угодно — такие они добрые, — вспоминает летчик. — Бывали случаи, что местные мужчины могли уйти в Тундру с ножом и спичками и с таким набором пройти 500-600 километров до Тюмени. В своей местности они прекрасно ориентировались без всяких карт и компасов.

Порой на Севере приключались и мистические истории. Однажды один из одномоторных самолетов из-за поломки совершил аварийную посадку в районе озера Таймыр. Пилоты и пришедшие на место оленеводы решили переночевать в машине. Спустя некоторое время все собравшиеся почувствовали, что какая-то неведомая сила стаскивает с них одеяла. Испугавшись, они выбежали из аппарата, который, к слову, до сих пор стоит на месте приземления. Видимо, северные духи решили, что он не должен покидать временную площадку.

За это время в практике пилота было много форс-мажоров, когда ему приходилось поднимать свой вертолет при видимости в 600 метров — отрываться от полосы и сразу же уходить в белую даль. Чаще всего выходить в небо в нелетную погоду приходилось в экстренных случаях на санитарные задания, когда человеку в Тундре требовалась срочная медицинская помощь. Порой диспетчеры из-за молочных туманов отказывались принимать его вертолет, который из-за отсутствия вариантов мог приземляться прямо в лес. Но как же тогда помочь больным, которых необходимо скорее доставить в больницу? В таких случаях Пресняков брал всю ответственность на себя и при нулевой видимости дотягивал на вертолете до родной полосы. Благодаря своей отваге и летному мастерству он спас жизнь многим северянам. Однажды ему даже пришлось приземляться на знаменитый атомный ледокол «Арктика», с которого нужно было забрать одного из членов команды с симптомами аппендицита.

Не забывая о дружбе

Борис Пресняков отдал Красноярскому краю 20 лет, хотя для возвращения на родину ему было необходимо отработать в северных условиях двенадцать с половиной лет. На пенсию пилот ушел в 1993 году в должности командира звена вертолетов Ми-8. По его словам, с учетом «северных», его общий трудовой стаж перевалил за 60 лет.

Вернувшись в родное село, мужчина сразу же приступил к возведению нового крова, который располагался недалеко от родительского дома. Несмотря на уютное жилье, Пресняковы отмечают, что их строительство еще не закончено: им еще хочется сделать в нем второй этаж и благоустроить многие комнаты. Помимо забот о ремонте, глава семейства продолжал работать. За короткий период он успел освоить профессии водителя автобуса и тракториста. В последнее время Борис Владимирович управлял санитарной машиной в местном оздоровительном детском лагере «Малышок».

Несколько лет назад пенсионер решил полностью погрузиться в домашние заботы. Сейчас мужчина любит заниматься своей небольшой пасекой. Помимо встреч и постоянных созвонов со своими коллегами-летчиками, пилот поддерживает отношения и со своими школьными приятелями, имена которых на слуху у многих людей: это заслуженный художник России Владимир Чернов, чьи картины бережно хранятся в доме авиатора, и певец — заслуженный артист России Владимир Мирсков. Но больше всего Пресняков любит свою семью — у него трое детей, четверо внуков и один правнук. Все вместе родственники стараются собираться на большие праздники — например, на 9 мая.

— Мой отец Владимир Дмитриевич во время войны был моряком на Балтийском флоте. Он находился в блокадном Ленинграде и помогал освобождать город от фашистов, — рассказал наш герой. — С самого детства он был для меня главным примером. Именно он помог мне сформировать свое жизненное кредо: честность, порядочность и слово офицера. Если я дал кому-то обещание, то непременно должен его выполнить.

Благодаря терпению, ответственности и простоте в общении Борис Владимирович стал одним из самых уважаемых людей в Ломах, а его мудрые советы ценят как умудренные опытом старики, так и бойкое подрастающее поколение селян.

Егор ПЕЛЕВИН