Нынешний год будет особенным для ивановского авиационно-спортивного клуба. В июле на его базе на аэродроме «Ясюниха» будет широко отмечаться 90-летие парашютного спорта России. Мы побывали…
Нынешний год будет особенным для ивановского авиационно-спортивного клуба. В июле на его базе на аэродроме «Ясюниха» будет широко отмечаться 90-летие парашютного спорта России. Мы побывали в гостях на летном объекте Ивановского района и узнали, чем в наши дни занимается одна из старейших организаций и какие мероприятия они готовят в будущем летнем сезоне.
В настоящее время ивановский авиационно-спортивный клуб продолжает развиваться. К огорчению летчиков окончание зимы складывается не по их сценарию: постоянные снегопады и сильные ветра мешают пилотам поднимать свои машины в небо. Летчики шутят: «Пока небесная канцелярия не дает добро на вылет. Будем ждать».
А что вы тут делаете?
Сейчас основная работа на взлетной полосе заключается в ее уборке от снега. Подобный трудовой процесс ведется в «Ясюнихе» регулярно, иначе о полетах летчикам придется забыть до середины весны.
Во время посещения летной базы мы также наблюдали за тем, как техники бережно готовят спортивные самолеты: тщательно проводили диагностику всех механизмов воздушного корабля, устраняли неисправности, выдавали свои рекомендации и многое другое, о чем непросвещенному человеку покажется непонятным и странным. Увидев нас, работники тут же задали резонный вопрос: «А что вы тут делаете?». После того, как мы представились и показали редакционные задания, нас проводили к административному зданию аэропорта, у порога которого нас встретил инструктор Сергей Бут. Именно с ним мы и договаривались о встрече.
Посадка Кобзона
В Ясюниху он приехал сразу же после окончания Волчанского авиационного училища ДОСААФ. Этим летом исполнится 35 лет с момента его работы в центре. Несмотря на столь долгий срок пребывания в авиаклубе, Сергей Васильевич не записывает себя в старожилы организации, потому как есть сотрудники, которые здесь уже более полувека. Поскромничал летчик. Не стал рассказывать, что в свое время он выпустил ни один десяток пилотов и освоил несколько профессий: летчик-инструктор, штурман, тренер. Рассказал лишь, что на первых порах, ему наиболее сложно давалась работа диспетчера, но со временем он смог совладать и с ней.
Сергей Васильевич вспомнил как помогал садиться на аэродром частному борту с самой Еленой Батуриной, и даже с Иосифом Кобзоном.
Не все так просто
Сейчас все члены команды аэроклуба с нетерпением ждут теплой погоды. И это понятно. Ведь с ней придут опытные и начинающие парашютисты. Например, в прошлом году здесь с самолета прыгнули с парашютом 2100 человек, из которых 450 сделали это впервые. Удивительно, но в сравнении с предыдущими годами этот показатель серьезно упал.
По словам диспетчеров, при сильных порывах ветра (которые прошлым летом шли постоянно) новичкам делать зачетные попытки запрещается. Перед своим дебютом они проходят серьезную подготовку в центре. Помимо теории, новобранцы осваивают тренаж, на котором их учат правильно вести себя в небе. Затем они отрабатывают прыжки из самолета. Делают они это на земле, а летательное средство им заменяет его макет, сконструированный из старой машины. Обычный курс занятий длится в течение одного дня и по времени занимает три-четыре часа. Только после этого инструктора показывают дебютантам «зеленый свет».
Самая сложная процедура — сборка сумки с парашютом — проходит без участия прыгунов. Несмотря на то, что будущим парашютистам рассказывают о том, как нужно правильно им орудовать, доверить столь опасное дело им на первых порах никто не разрешит — за них это сделает опытный инструктор.
Неплохим спросом пользуются и коммерческие полеты на небольших «Яках». Ради незабываемых минут в воздухе, в Ивановский район приезжают многие туристы из Москвы и Ярославля. Все дело в ценовой политике — прокатиться на самолете в «Ясюнихе» намного дешевле, чем в крупных городах.
Работа кипит, а значит, будут полеты
Наша встреча с Сергеем Бутом переходит в секцию авиамодельного спорта, где кипит работа местных кулибиных. Здесь главный — Валерий Поздняков. Мне удалось зайти в планерную мастерскую, где буквально каждый сантиметр пропитан едким запахом краски. На верстаках у рабочих находились модели будущих кораблей, но показывать их они отказались.
— Пока у нас нет ничего интересного для прессы. Работа еще идет. Приходите летом, тогда посмотрите на все своими глазами!
Возможно, пока им не хочется подробно рассказывать о новых творениях. Никому не хочется раньше времени «сглазить» своих будущих красавцев. А это значит, что у нас появится очередная возможность добраться до «Ясюнихи», чтобы воочию посмотреть на запуск огромных моделей. Интересно, что свои старты они вынуждены согласовывать с диспетчером аэродрома, так как их полет может создать препятствия взлету машин.
В преддверии июльского юбилея аэроклуб хотел организовать большой парашютный праздник с участием служащих 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и военного аэродрома «Иваново-Северный». А пока ясюнихские сотрудники обещают провести много интересных летних мероприятий, которые должны запомниться многим жителям района.
— Мы все собрались здесь благодаря нашему общему делу, — отметил Сергей Бут. — Инструктора не жалуются на маленькие зарплаты. Для них главное — управлять самолетами. Я уверен, что подцепив летную бактерию, человек от нее не избавится никогда.
Егор ПЕЛЕВИН