Домой Новости В Народном фронте считают, что в будущем оценка качества медуслуг повлияла бы...

В Народном фронте считают, что в будущем оценка качества медуслуг повлияла бы на эффективность работы лечебных организаций  

Система независимой оценки качества оказания услуг медорганизациями, внедренная Минздравом в конце марта 2013 г. по одному из майских указов президента России, лидера ОНФ Владимира Путина, нормально…

Система независимой оценки качества оказания услуг медорганизациями, внедренная Минздравом в конце марта 2013 г. по одному из майских указов президента России, лидера ОНФ Владимира Путина, нормально заработала лишь в трех субъектах, выяснили активисты Народного фронта, проведя мониторинг региональных ведомств здравоохранения.

В 22 субъектах механизм такой оценки гражданами качества предоставленной им помощи за два года так и не заработал. Между тем, по видению лидера страны, мнение граждан не только должно учитываться местными властями, но и служить им сигналом к улучшению ситуации.

Согласно мониторингу, проведенному экспертами рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» в преддверии Форума ОНФ по здравоохранению, поручение президента о создании механизма оценки качества медуслуг для их потребителей полноценно заработал только в трех регионах – Республике Коми, Ленинградской и Калининградской областях.

Эксперты ОНФ проанализировали сайты органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения (министерства или департаменты) во всех 85 регионах. Представители Народного фронта оценивали, имеются ли на сайтах специальные разделы (модули) оценки качества оказания медицинских услуг и насколько эффективно пациент может с их помощью высказать свое мнение по поводу предоставленной ему медпомощи.

Таким образом, не смогли выполнить поручение президента в 22 регионах: на сайтах органов здравоохранения Курской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Пензенской областей, Ненецкого АО, Чеченской Республики, республик Калмыкия, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Краснодарского, Ставропольского, Красноярского, Приморского краев, Республики Крым, Севастополя и Санкт-Петербурга никаких разделов по оценке качества медицинских услуг обнаружено не было.

На 35 сайтах удалось найти анкету для пациентов. На 26 сайтах – информацию о деятельности общественных советов, на которые возложена процедура независимой оценки и ее анализ. А на 39 сетевых ресурсах – сами результаты оценки качества оказания услуг медицинскими организациями.

Среди проблем, связанных с организацией качественной оценки гражданами оказываемых им медуслуг, эксперты ОНФ отмечают сложность в поиске оценочных модулей или разделов (в главном меню сайтов они расположены лишь в 35 регионах), которые могут называться совершенно по-разному: «независимая оценка качества оказания услуг», «независимая оценка качества работы медицинского учреждения», «удовлетворенность качеством», «общественные советы» и даже «иная деятельность».

Что касается процедуры анкетирования, то тут также много недостатков, которые не позволяют выявить реальное мнение граждан. Так, ни на одном из сайтов для прохождения онлайн-анкетирования нет авторизации для участников, что дает возможность проходить опрос с одного IP-адреса бесчисленное количество раз, а на шести сайтах можно отправить даже незаполненную анкету. На сайтах же, где опросники размещены в виде Word-документа, только в двух случаях содержались электронные адреса для отправки заполненной анкеты. Авторы остальных анкет должны, видимо, догадываться, куда им нужно отправлять свои данные.

Впрочем, анализируют результаты анкетного опроса, судя по всему, лишь в четверти регионов: на 20 сайтах удалось обнаружить документы с анализом опроса граждан, а еще на 22 сайтах размещен рейтинг медицинских организаций. Рейтинги в большинстве случаев публикуются без пояснений, что затрудняет их практическое использование гражданами при выборе медицинской организации, в которую они планируют обратиться.

По мнению экспертов рабочей группы ОНФ, результаты работы общественных советов при органах исполнительной власти в сфере здравоохранения, на которые возложена процедура независимой оценки и ее анализ, также не может не вызывать вопросов, так как нередко в них включаются чиновники, руководители подведомственных учреждений, подлежащих оценке.

«Разнобой в системе оценки Минздрава связан в том числе с тем, что она разрабатывалась несколькими структурами, а именно: Минздравом, Общественной палатой, Общественным советом по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, – отмечает сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель Общественного совета по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов. – Данная система оказалась в некоем смысле пробой пера. Так что получается, что фактически полноценного сбора мнений пациентов о качестве оказанных услуг на настоящий момент нет. И, стало быть, мнение пациента нигде не учитывается, что в свою очередь не мотивирует граждан принимать активное участие в опросе».

По мнению Власова, нужно провести анализ, сравнить уже существующие ресурсы по анализу системы оценки качества предоставляемых гражданам медицинских услуг (существуют также системы, разработанные Агентством стратегических инициатив (АСИ), общественным советом по защите прав пациентов в Росздравнадзором и даже комитетом Госдумы) и, доработав методическую часть, создать качественную и комплексную систему анализа.

«Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин определил основную задачу для Форума ОНФ по здравоохранению, который пройдет в июле, как поиск путей повышения качества медицинских услуг для населения. Поэтому, безусловно, первое, с чего стоит начать, это с налаживания качественной системы выявления реального мнения граждан о том, что они думают о работе конкретных медучреждений и о качестве этой их работы. Наш анализ показал, что вовлеченность граждан в процесс оценки качества госуслуг остается крайне низкой, это касается в том числе и медицинской сферы, – отметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы, руководитель рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» Ольга Тимофеева. – Между тем, с помощью такой оценки качества медуслуг граждане могли бы понимать, какую помощь оказывают им в том или ином медучреждении, куда лучше пойти к врачу, а также выставить свою оценку больнице или поликлинике. В результате это в будущем повлияло бы на повышение эффективности работы медорганизации. На Форуме по здравоохранению доступность медицинской помощи, в том числе процедура оценки качества оказания медицинских услуг, станет одной из основных тем дискуссии».

ОНФ направит в Минздрав РФ и регионы письма с просьбой исправить выявленные в ходе мониторинга недостатки в системе оценки гражданами качества медуслуг, а в администрацию президента – просьбу не снимать это поручение президента с контроля до его качественного исполнения.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.