Журналисты «Нашего слова» в рабочей поездке по району обнаружили уникальные работы: скульптуру «Три грации», картину «Утро в сосновом лесу» и кресло Царя Берендея. Сокровища хранятся…
Журналисты «Нашего слова» в рабочей поездке по району обнаружили уникальные работы: скульптуру «Три грации», картину «Утро в сосновом лесу» и кресло Царя Берендея. Сокровища хранятся в Колянове у человека, который не только не скрывает их от людей, но и охотно разрешает с ними контактировать.
Дело в том, что Николай Александрович Ефремов более полувека занимается резьбой по дереву, и работы знаменитых мастеров служили ему вдохновением. Мы встретились с умельцем, и сейчас расскажем о нем и его удивительных творениях.
В «Эрмитаж» за музой
Ефремовский дом найти очень просто. Его жилище охраняет вождь краснокожих. А если точнее, то его лик, высеченный в камне. Рядом с каменным изваянием — импровизированные джунгли. Эта композиция не что иное, как воплощенный в камне вымысел Николая Александровича, который помимо принадлежности хозяина дома к искусству, имеет еще и эстетическое значение. Причем не только для жилища, но и на всей улице.
Но самое интересное находится в мастерской Ефремова. Здесь прижились фантастические твари, знаменитые сказочные персонажи, невероятных форм и размеров кухонная утварь и мебель, и, конечно же, женские фигуры. Все работы выполнены настолько реалистично, что с первого взгляда и не скажешь, что это из дерева. Причем, за образом последних он даже отправлялся в путешествия. Так, после поездки в Эрмитаж, он по памяти воссоздал у себя дома величайший шедевр итальянского мастера Антонио Кановы — скульптуру «Три грации».
Есть у Николая Ефремова и огромный медведь с бочонком, в котором в детстве любила сидеть внучка автора. Но, пожалуй, главный штрих автора — это грибы. Их он строгает чаще всего. Они есть у него любых размеров и в большом количестве. Например, у него есть ваза, которая стоит на трех грибах. Поводом для такого творения послужило древнее сказание о том, что землю держат три кита. А еще в «грибной семье» Ефремова есть знаменитости. Под массивными шляпами легко можно узнать Леонида Якубовича и Никиту Хрущева. Есть у Ефремова и серия резных икон. Смотришь на всю эту красоту, и тебя все сильнее охватывает восторг. К слову сказать, все свои работы Николай Александрович делает из цельного дерева — никаких склеек.
Трон
Один из главных экспонатов Ефремова хранится в его комнате. Это деревянное кресло, напоминающее трон Царя Берендея. Его он сделал из огромнейшего березового капа, который увидел на верхушке завалившегося от ветра семиметрового дерева. Во двор к Ефремову этот деревянный нарост затаскивали несколько человек, потому как вес его был около 400 килограмм. Николай Александрович сразу решил, что будет делать из этой фактуры кресло.
На работу с древесным капом ушло много времени, сил и нервов. Но оно того стоило. Получилось не просто кресло, а настоящее произведение искусства, на котором приятно не только сидеть, но и любоваться им. Например, на его подлокотниках и спинке автор вырезал целую серию интересных героев и зверей.
Кочкаровский мегалит
Николай Александрович рассказал, что в былые времена он активно занимался резьбой по камню. В подтверждении своих слов он показал нам огромный гранитный бюст Михаила Фрунзе, который стоит в мастерской. Ефремов хранит его по сей день. Ведь у этой работы, как и других, своя история: «В восьмидесятые годы мастер входил в ивановское общество художников-любителей. Однажды Ефремова попросили там сделать фигуру полководца. Он согласился. Но во время работы наступила перестройка. Скульптура стала никому не нужна, и отправилась на хранение в мастерскую автора ждать своего часа».
И таких историй у коляновца много, но любимая одна.
Однажды в лесу рядом с деревней Кочкарово умельцу попался огромнейший трехметровый валун. Такую фактуру для работы Ефремов не мог упустить. В голове пронеслись десятки эскизов. Выбор пал на женский образ. Но поскольку мастер не мог отнести домой такую громадину, то принялся работать по месту ее нахождения. Изо дня в день он приходил к камню и трудился над ним. А когда закончил работу, то первое время часто ею любовался, потом все реже, а вскоре и вовсе позабыл о ее существовании. Вспомнил о ней лишь через несколько лет, когда прочитал заметку из фабричной многотиражки «Вот так баба!», в которой журналист рассказывал об интересной находке — каменный идол домонгольского периода. По фотографии в газете Ефремов узнал свою работу, но лишь посмеялся над этим сообщением в прессе, и забыл.
«Каменная баба» напомнила о себе через 15 лет. Сотрудники школы-музея «Литос-КЛИО» в своих работах писали: «…поступила интересная информация от главного редактора журнала «Наша Родина — Иваново-Вознесенск» Михаила Владимировича Смирнова. Зная по нашим публикациям, что мы интересуемся мегалитами и культовыми камнями, он обратился с просьбой помочь найти утерянный культовый камень, называемый им каменной бабой. Михаил Владимирович впервые увидел его, когда приезжал брать интервью у бригады косцов, заготовлявших сено на подшефных фабрике им. Зиновьева полях в районе бывшей деревни Кочкарово, что располагалась между Сидеевым и Полунихой Ивановского района. В фабричной многотиражке «Текстильщик на посту» №39 от 2 октября 1990 года Смирнов, тогда главный редактор этой газеты, опубликовал заметку «Вот так баба!» с фотографией этого камня. Внимание Смирнова на камень обратили косцы. Он сделал несколько снимков камня. В последующие годы Михаил Владимирович неоднократно приезжал к камню. Но, к сожалению, в начале 2000-х годов, в очередное свое посещение камня, он его не обнаружил. По словам Смирнова, камень стоял на берегу пруда у бывшей деревни Кочкарово. На камне было выбито человеческое лицо, скрещенные руки, изображение уточки. Нам была представлена всего одна фотография (фрагмент той, что была опубликована в газете) очень плохого качества. Остальные фотографии камня, как сообщил Смирнов, были утеряны».( http://ivmk.net/lithos-kochkar.htm).
Сотрудниками музея была проведена огромная работа по изучению данных о кочкаровском мегалите «Каменная баба» и было дано резюме: «…в нашем каталоге мегалитов и культовых камней данный объект будет отнесен в разряд предполагаемых или спорных памятников мегалитической культуры ивановского региона».
***
Как сказал немецкий писатель: «Талантливый человек талантлив во всем». Николай Ефремов прекрасно преуспел в и в живописи. Кроме авторских работ, он перерисовывает известные шедевры. Так, одна из стен его комнат украшена «Утром в сосновом лесу». В свои 73 года Ефремов продолжает творить. Он полон творческих планов на будущее, и от этого ему хорошо. А когда человеку хорошо, он излучает доброту, и оттого становится еще лучше не только ему, но и тем, кто его окружает.
Егор ПЕЛЕВИН
Фото Владимира КОРАБЛЕВА