В первое воскресенье августа мы будем поздравлять работников стальных магистралей. В канун праздника мы отправились на самую крупную местную станцию — Ермолино и узнали, чем…
В первое воскресенье августа мы будем поздравлять работников стальных магистралей. В канун праздника мы отправились на самую крупную местную станцию — Ермолино и узнали, чем сейчас живет старинная остановка для поездов.
Немного истории
Летопись станции берет свое начало с 1867 года. Предприниматели Горбов и Бусурин организовали акционерное общество Шуйско-Ивановской дороги. Через три года началось строительство ветки Иваново-Кинешма, проходившей через промышленно развитую Вичугу, где о дороге так мечтали известные местные фабриканты Коноваловы. Вскоре на ней появился небольшой разъезд, который получил имя по находящемуся неподалеку крупному селу Ермолино (сейчас оно расположено в Фурмановском районе и известно меньше, чем ее более «молодая» тезка — прим. Е.П.). 15 февраля 1871 года на ветке протяженностью 87 верст прошел первый поезд. Именно эта дата стала основанием нынешней деревни под названием Железнодорожная станция Ермолино.
— В дальнейшем была построена дорога на Нерехту, и когда-то пустынное место получило стремительное развитие. Со временем Ермолино стало узловой станцией, — поведал преподаватель истории местной школы Евгений Антоньевич Мольков. — В нашем школьном музее есть много экспонатов, связанных с железной дорогой.
Сейчас мимо нее проходят десять пар поездов. Это не так много для станции, но зато каждый паровозный гудок становится огромным событием для небольшой деревеньки. То и дело местные детишки сбегаются на знакомый шум и наблюдают за вновь прибывшими дачниками. А населенный пункт продолжает оставаться центром жизни Тимошихского сельского поселения (в нем расположены местная администрация, школа, детский сад, дом культуры, библиотека и ФАП — прим. Е.П.).
Лунная соната
Как ни звучит банально, но добираться до любопытного исторического места лучше всего на поезде. От Иванова со всеми остановками на нем можно домчаться почти за сорок минут. По приезду на перрон нас встречал начальник станции Андрей Васильев. Уже после небольшого знакомства с ним сразу понимаешь, что перед тобой находится очень интересный человек.
В молодости Андрей Борисович был киномехаником и серьезно увлекался фотосъемкой. Почти все его работы связывались с поездами. За их движением наш герой любил следить с раннего возраста. Трепетное отношение к ним привело Васильева на станцию Иваново-Сортировочная, где он 26 лет назад начал свою железнодорожную карьеру.
В первое время он трудился главным кондуктором на грузовых поездах, вскоре стал дежурным. Не имея необходимого образования, Васильев постигал хитрую науку на практике, не забывая и про учебу. Вскоре Андрей Борисович успешно окончил Ярославский техникум железнодорожного транспорта, а затем поступил и окончил заочное отделение Московского института путей сообщений.
— В 1999 году меня назначили дежурным на станцию Ежово. Она была небольшой, и я быстро затосковал. В работе мне не хватало привычного простора, — вспоминает Андрей Борисович. — Вскоре я получил должность запасного дежурного. Все это время я временно заменял своих коллег на многих объектах. Было интересно, ведь мне удалось изучить практически весь наш участок. В 2007 году меня назначили дежурным по подстанции, куда входили многие крупные станции, включая Ермолино, Домовицы, Фурманов, Арменки.
В нынешней должности Васильев работает с сентября 2016 года. Параллельно он исполняет аналогичные обязанности и на Каминской, что в Родниковском районе. Туда он ежедневно уезжает на несколько часов. Причем услугами автомобиля мужчина не пользуется:
— На поезде мне как-то привычнее, да и безопаснее. По графику пути транспорта все четко, ведь даже минутное опоздание на дороге может привести к проблемам.
Несмотря на свою сложную работу у железнодорожника есть хобби. Среди многих увлечений Андрей Борисович отмечает музыку. Еще в детстве в родном Фурманове он занимался в музыкальной школе по классу баяна. Повзрослев Васильев перешел на игру на акустической гитаре.
— Мне всегда хотелось научиться исполнить на ней «Лунную сонату» Бетховена в тональности «до минор», — рассказал начальник станции. — Это очень сложное произведение и на гитаре его берутся сыграть немногие. После долгих лет тренировок дома у меня наконец-то это получилось! (успешную запись Васильев продемонстрировал на своем смартфоне — прим. Е.П.) Часто я занимаюсь музыкой по ночам. Так как живу в частном доме, недовольных этим увлечением соседей у меня нет.
В Ермолине жили представители всех республик
Помимо собственной биографии начальник станции рассказал о нескольких интересных особенностях объекта. Во-первых, именно там расположена база запаса локомотивов, которую в народе привыкли называть «кладбищем старых паровозов». Но, по словам местных служащих, никто их хоронить не собирается. Просто сейчас они находятся в законсервированном состоянии. Проход на базу строго запрещен, но на необычные экспонаты можно посмотреть в окно поезда, когда он проносится мимо «железных старожилов». Самыми интересными экземплярами являются тепловоз «ТЭП70бс» и раритетный чехословацкий электровоз «ЧС4» — из-за необычной формы кузова кабины путейцы нарекли его «аквариумом».
А еще на станции расположено семь путей, а раньше их было больше. Но и это для районного полустанка довольно много. Все дело в том, что в Ермолине раньше работала Путевая машинная станция (ПМС), осуществлявшая ремонт на большом участке сетей. Именно ее работники активно вселялись в деревню.
— На ПМС трудилось много людей, а в пристанционном населенном пункте проживали граждане практически со всех советских республик, — вспомнил Васильев. — Жалко, что сейчас это предприятие закрыли, и народ в поисках лучшей доли покинул наше место.
Свои железнодорожники есть в каждом доме
Несмотря на уменьшение интереса к этому месту, даже сейчас почти в каждом ермолинском доме есть свои железнодорожники.
— Раньше на станции работал мой дед — Маланов Валерьян Борисович. В свое время он водил паровозы и пользовался большим авторитетом у людей, — поведала семиклассница ермолинской школы Алина Маланова. — В деревню наша семья переехала после того, как он получил здесь квартиру. Мне нравится наша станция! Благодаря поездам можно без проблем доехать до Иванова. В город я езжу практически каждые выходные. На автобусе же добираться туда вдвое дольше и дороже.
За время существования станции на ней появились и целые династии. В их ряду следует выделить семью Галины Ивановны Каличевой, три поколения которой были верны железной дороге.
— Мой отец отдал ей 44 года. Работал дорожным мастером и имел Орден Трудового Красного Знамени. До сих пор старожилы деревни с теплотой вспоминают о нем. Мама также работала на станции телефонисткой, — делится своими воспоминаниями женщина. — Мы с покойным братом Владимиром Ивановичем долго продолжали их дело. Своей профессии я отдала 35 лет. Все это время являлась дежурной по станции. После учебы я не сразу попала в Ермолино и два с половиной года отработала в Строкино, где даже получила жилье. Потом перевелась сюда, некоторое время даже замещала начальницу станции на время ее отпусков и болезней. Завершала свой путь я уже в Домовицах. Приятно, что здесь успели поработать мои дети и зять, но сейчас они уже заняты в других местах.
В преддверии профессионального праздника хочется сказать «спасибо» всем людям, связавших свою жизнь с железной дорогой. Пожелаем им, чтобы они продолжали заботиться о пассажирах и сохранили для большинства людей поездки на поезде — как на самом безопасном и романтичном средстве передвижения!
Егор ПЕЛЕВИН