Тридцать пять лет назад по стране пронесся разрушительный ураган, оставивший неизгладимый след в ивановской истории. Дата 9 июня 1984 года вписана в историю больших катастроф…
Тридцать пять лет назад по стране пронесся разрушительный ураган, оставивший неизгладимый след в ивановской истории.
Дата 9 июня 1984 года вписана в историю больших катастроф нашей страны. По нескольким областям центрального Нечерноземья (Ивановской, Костромской, Московской, Тверской, Ярославской) страшно и неостановимо пролетел один из самых ужасных в истории современной России вихрей.
Но именно на ивановской земле ужасный ураган оставил наиболее разрушительные последствия. Говоря об их масштабе, стоит сказать, что областному центру все же повезло. «Чертова свадьба», как в народе еще называют смерчи, была зафиксирована лишь в пригородах. Самые масштабные разрушения пришлись именно на территорию Ивановского района.
Когда солнце погасло
Современная наука может объяснить многое, однако предпосылки внезапного возникновения торнадо ей не известны. Причиной, вызвавшей вихрь 1984-го, считается сухая погода и перепады атмосферного давления. Но никто не предвидел, что это может привести к подобной климатической катастрофе.
Европейская часть России отличается довольно ровными погодными условиями. Вот и то 9 июня казалось рядовым летним деньком, мало отличающимся от других подобных. Это был государственный выходной и каждый горожанин проводил его согласно своему вкусу.
Жизнь в городе невест шла совершенно обычно. Горожане отдыхали, гуляли на свадьбах, проводили время с семьей или работали на дачах. И мало кто сначала заметил, что погода вдруг начала портиться. Некоторые опасения возникли лишь когда подул сильный ветер, а огромная грозовая туча внезапно погасила солнце.
Облачный столб, подпирающий небо
Родился смерчевый столб где-то в окрестностях поселка Чернцы Лежневского района, а затем двинулся в сторону деревень Дегтярево, Балино, Беляницы, Говядово. Первыми вихревый хобот заметили дачники из садовых товариществ вблизи Дегтярево.
На горизонте возник огромный темный столб с проблесками молний, подпиравший грозовую тучу. Высота столба, по словам очевидцев, составляла «от земли до самого неба». При этом небесная колонна быстро приближалась и преодолела расстояние в десятки километров за одну или две минуты.
Вместе с его приближением усиливался и ветер, через несколько минут уже легко гнувший деревья и сносивший теплицы. Ключевым было то, что все события происходили чрезвычайно стремительно, и попавшие в их эпицентр часто даже не успевали осмыслить происходящее.
Вот, например, рассказ о событиях уроженки Беляниц Евгении Феоктистовны Бессоновой:
— До сих пор помню этот день. Мы были в Беляницах. Была суббота, канун Троицы. События текли обычно и размеренно. Я, как всегда, на Троицу делала уборку. Мужики, мои братья: Владимир и Вячеслав, окучивали картошку. Мама наша — Мария Алексеевна — сидела на крылечке. И вдруг говорит: «Ой, какой сильный пожар!» Это она увидела столб смерча. Братья бросили окучивать и пошли смотреть пожар. Я же только смотрела и удивлялась: «Да разве это пожар?! Вон вокруг доски летают… Да и дым двигается прямо к нам…» Мама, пошла в дом за иконой Неопалимой Купины. Сейчас, говорит, иконой пожар утишу. А мне не верится про пожар, совсем не похоже! Смотрю — совсем уж столб этот к дому придвигается, вбежала в дом. Говорю: «Мама, куда ты ушла, какая икона?» А сама на пороге стояла, спиной к двери. Пробую ее открыть, не получается. Володя тоже за мной успел зайти в сени, и за нами двери заблокировало. Я бросилась к окну, кричу «Слава… Слава…» Потом стало темно, все затряслось, с потолка посыпалась земля… Прошла какая-то минута и все просветлело. С нашего дома полностью унесло крышу, хотя внутри все осталось целым. Но мы больше всего радовались тому, что сами остались живы. После все жители собрались у часовни Богородицы «Всех скорбящих радость». Интересно, что с ней тоже ничего не произошло, хотя пол деревни вверх по улице было снесено. Вот смерч-то прошел, страшное дело!
Гляди, коровы полетели!
Несмотря на действительно имевшие место огромные разрушения, стоить сказать, что вокруг такой крупной катастрофы незамедлительно возникла и масса слухов. Возникших, возможно, из-за недостатка официальной информации в первые дни. Известны истории про летавших по воздуху коров, лошадей, автомобилей, светофоров и гробов на кладбищах в Балино и Ново-Талицах. Правдоподобность подобных историй сегодня проверить сложно, поэтому лучше отнести их к разряду городских легенд.
Но разрушения и вправду были огромными. По информации ивановского писателя Виталия Сердюка, написавшего книгу «Репортаж о черном ветре и людском милосердии», в нашей области в тот день в считанные часы было разрушено 680 жилых домов, почти 200 объектов хозяйственного назначения, два десятка учреждений социально-культурного назначения, в том числе школы, детсады, ясли. Без крыши над головой внезапно остались более четырехсот ивановских семей. А еще хобот вихря, подпирающий облака, как языком слизал посевы на площади более чем 1700 гектаров.
Сам ураган, пройдя рядом с Фурмановым, направился к Волге, где полностью уничтожил турбазу Лунево. После чего ветроверт растворился и стих где-то в лесных чащах Костромы. Считается, что трагедия унесла порядка ста человеческих жизней и еще более восьмисот человек получили ранения.
Стихии вопреки
Но на этих двух-трех часах буйства стихии подлинная история ивановского смерча только начинается. Это гораздо более значительная история восстановления разрушенного, ведь только в Беляницах и Говядове тогда было снесено 160 домов.
Практически сразу была организована комиссия по ликвидации последствий под руководством Геннадия Логунова, будущего главного архитектора Ивановского района, заместителем которого стал Юрий Шилов, будущий глава района. Справиться с разрушениями в самые короткие сроки удалось благодаря команде единомышленников, которая состояла из десятков предприятий и учреждений, выделявших транспорт, строительные материалы, людей. Наибольший вклад в помощь семьям, попавшим в беду, внесли строительные бригады Кохомского хлопчатобумажного комбината, предприятия «Ивтекмаш», завода «Строммашина» и Лежневского промкомбината. Ударно трудились, разбирая завалы, студенты Ивановского энергетического института.
Всего спустя месяц на том месте, где в слепой ярости разбивала все и вся разбушевавшаяся стихия, уже были установлены передвижные временные домики, в которых поселились семьи пострадавших. Рядом появились временная столовая и медицинский пункт для жителей и рабочих.
Вот как описывала ход восстановительных работ наша газета от 8 июля 1984 года: «Ежедневно в работах участвуют до пятисот представителей предприятий, учреждений и организаций города и района. Информация о сделанном незамедлительно поступает в штаб комиссии ликвидации последствий стихийного бедствия. Уже восстановлено 52 дома, активно восстанавливается еще 41 строение. Подготовлено 28 строительных площадок, продолжается монтаж 8 щитовых домов. Практически сразу были открыты столовая и два магазина вагончика (продуктовый и промтоварный). Помещения, правда, несколько тесноваты, но местные жители обеспечены продовольствием и всеми товарами первой необходимости. Тут же разместился пункт пожарной охраны, а чуть дальше — амбулатория».
Всего через год газета уже представила очерк о начале газификации заново отстроенных населенных пунктов. Над деревнями в то время выросли первые деревца телевизионных антенн, функционировала школа, магазин, библиотека.
Смерч оказался непривычным и страшным испытанием. Однако жители района и работники различных ивановских предприятий и организаций показали, что могут в сложный момент собраться вместе и победить любую беду. Пожалуй, в этом и состоит главный урок, который преподал нам тот великий, ужасный и без скидок легендарный ивановский торнадо.
Альберт БОЛДИН