Нутриеводство превратилось для семьи Чистовых из увлечения в профессию. Ивановский район традиционно аграрный и к материалам по сельскохозяйственной тематике журналисты «Нашего слова» относятся с особым…
Нутриеводство превратилось для семьи Чистовых из увлечения в профессию.
Ивановский район традиционно аграрный и к материалам по сельскохозяйственной тематике журналисты «Нашего слова» относятся с особым вниманием. Поэтому, получив редакционное задние написать о Чистовых, берусь за него без промедления.
Добираюсь до Чернореченского на 117 маршрутке и, боясь заплутать на плывущих, подтаявших улицах, спрашиваю прохожую: «Где тут живут Чистовы?» Женщина на секунду задумывается и уточняет: «Вам нужны молодые или старые?» Узнав, что ищу старшее поколение, объясняет, как лучше пройти. По тону и рассказу становится ясно — эту семью чернореченцы хорошо знают и уважают.
Коров доила с четырех лет
Прохожу вдоль улицы и захожу в указанный дом. Чистовы, приятные пенсионеры, предлагают показать подсобное хозяйство. Внутри удобных вольеров сидят несколько десятков нутрий или «болотных бобров», как их еще называют. Зверьки недоверчиво смотрят на меня своими глазками-бусинками и словно укоряют: чего без угощения приперся? Мысленно обещаю им не забыть захватить морковку в следующий раз.
После осмотра вольеров, гостеприимные хозяева приглашают в дом, где нас ждет горячий чай и вкусное угощенье. Рассказ ведут очень обстоятельно. Вспоминают, что к сельскому труду привыкли с детства. Глава семьи, тогда еще просто Саша, родился в 1950 году в Ивановской области, в деревне Арсёново. С присущей ему энергией мужчина рассказывает про жизнь в глубинке:
— Без скотины и огорода прожит было невозможно. И я с юного возраста помогал во всем: кормить, заготавливать сено, ухаживать за грядками. Подростком мечтал стать летчиком или военным. Тем более, что отец мой был фронтовиком и прошел всю войну. Но судьба подсказывала: где родился, там и пригодился. Решил получить сельскохозяйственное образование. Юлю встретил, когда приехал в гости к сестре, сразу после службы в армии. С момента нашей первой встречи прошло больше сорока пяти лет, но и до сих пор считаю, что мне повезло с хозяйкой!
Юлия Викторовна улыбается, глядя на мужа. Говорит тихо и степенно. Рассказывает, что родилась в 1953 в селе Ельцино, Владимирской области. Родители были работниками совхоза, состояли там на хорошем счету. Папа — плотник и конюх. Мать — известная телятница и доярка.
— Дом они построили собственными руками. Семейство большое, крестьянское — пять ребятишек. Я самая старшая, а еще младшая сестра и три брата. Держали скотину: корову, овец, порося, кур, кроликов, даже пчелы свои были. Мы родителям дружно помогали. Уже в четырехлетнем возрасте я ходила с мамой на ферму и училась доить коров.
Повзрослев, Юля закончила два училища и с профессией закройщик-универсал шагнула в самостоятельную жизнь. Встретила Сашу. В сентябре 1974 молодые люди поженились. В 1975 у них родился сын Дима, в 1978 дочь Люда.
Разводить нутрий посоветовал коллега
В 1975 главе семьи предложили работу агронома сортоиспытательного участка в Учхозе и через год семейство перебралось жить в Чернореченский. В общежитии познакомились с коллегой по учхозу, который разводил нутрий во дворе частного дома.
— В первую очередь меня поразило, какое у них вкусное мясо! — вспоминает Александр Николаевич. — Всегда думал, что у них используются только шкура и полезное сало, а тут и еще один плюс! Заинтересовался, изучил книги по разведению. И уже совсем скоро мы обзавелись первыми зверьками.
Жили тогда в многоэтажном доме, а вольер разместили в сарайке неподалеку. На даче выращивали кормовую морковь, свеклу, картошку. Но содержать грызунов в таких условиях было тяжеловато. А главное, что и семье в однокомнатной квартире было тесно. Поэтому на семейном совете решили: надо строить собственное жилье!
Получили землю, начали облагораживать территорию. Участок под застройку попался болотистый, пришлось даже делать систему дренажных канав, чтобы провести осушение. Но в результате все сложилось. И в декабре 1984 переехали в новый дом с приличным участком — около 20 соток. Учитывая ошибки и неудобства прошлого, животным специально подготовили подворье и клетки. Устроили подсобные помещения под сено и погреб для хранения припасов. Сами распланировали и разбили огород.
Девяностые годы стал непростыми для Чистовых. Должность на которой работал глава семьи сократили. И нутриеводство в буквальном смысле стало для семьи способом выжить. В то время число «болотных бобров» в их хозяйстве выросло до сто пятидесяти или более. В основном их разводили на мясо, а добротные шкурки хозяйка-умелица приспособилась использовать для пошива шапок, безрукавок и другой одежды. Позже научила шить дочь и невестку.
В то время меховые шапки расходились быстро. И продавали их и в Иванове и ездили в другие регионы — в Сибирь, на Дальний Восток. Там продавцов из нашего края знают и уважают. Но сегодня, сетуют нутриеводы, спрос на их продукцию везде упал. Молодежи нутриевые шапки кажутся немодными.
Династия Чистовых растет
Но вернемся к нашей истории. В начале двухтысячных пришли в негодность построенные на скорую руку «нутрячьи сарайчики», как их в шутку называет сам хозяин. Новые вольеры строили всем миром. Чистов-младший сварил удобные клетки. Не зря же он по профессии сварщик. Соорудили теплый зимовник для выращивания молодняка. Чтобы улучшить качество меха, грызунов переселили в просторные теплые домики с выходами на улицу.
С годами семья росла. У детей появлялись свои дети и родительский дом им стал тесноват. Тогда опять же всей семьей взялись за постройку жилья сыну. Вместе заливали фундамент, вместе поднимали стены. Чистов-младший до сих пор гордится, что многое сделал своими руками. Ведь известно, что каждый настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать наследника.
Сегодня у Дмитрия и его жены Людмилы свое хозяйство — козы, свинья, куры. Подумывают и о разведении нутрий. Подрастет внук Антоша и внучка Алена. Они тоже поддерживают семейные традиции и с удовольствием помогает по хозяйству родителям и деду с бабкой.
Не обидели и дочь Людмилу. Неподалеку от родительского жилья помогли поставить сруб дома, а внутреннюю отделку они с мужем делали самостоятельно. Чуть позже рядом с домом выросла банька и гараж. Людмила переняла секреты швейного мастерства у матери. Сейчас сама шьет и ведет внеклассные занятия по пошиву мягкой игрушки в местной школе. В семье подрастет сын Илья, который учится в четвертом классе.
В 2008 ко дню Петра и Февронии Чистовы-старшие были награждены медалью «За любовь и верность», которой награждаются супруги, состоящий в браке более 25-ти лет и воспитавшие детей достойными членами общества. Тогда эта семья и «прогремела» во всем районе. Если принять во внимание все написанное, лучший выбор и представить себе сложно!
Покидал я гостеприимный дом с очень теплым чувством. Ну, а на прощанье, глава семьи попросил поделиться с читателями газеты стихотвореньем, которые он посвятил 90-летию Ивановского района. Делаю это с удовольствием, ведь в этих строках узнают себя не только чернореченцы, но и все остальные ивановорайонцы!
Альберт БОЛДИН