первая книга Александра Архипова и Максима Зимина вышла в свет Этой осенью читатели познакомятся с исторической повестью «На Версаль!», написанной двумя талантливыми молодыми авторами Александром…
первая книга Александра Архипова и Максима Зимина вышла в свет
Этой осенью читатели познакомятся с исторической повестью «На Версаль!», написанной двумя талантливыми молодыми авторами Александром Архиповым из г. Гаврилова-Посада и Максимом Зиминым из г. Иваново. С этой книгой уже познакомились первые читатели — и нашли ее очень интересной.
В небольшой повести начинающие писатели охватили осенний период 1789 года – первого года Французской революции. В ярких красках они описали улицы голодного Парижа и познакомили читателей с историей Франции тех лет. Дополняют историческую картину рисунки Максима Зимина и портреты известных деятелей: графа Мирабо, Людовика XVI, королевы Марии-Антуанетты, революционера Марата. Все они являются живыми героями повести «На Версаль!» В конце книги читатели также могут прочесть комментарии, из которых можно извлечь много ценной информации, не вошедшей в основной сюжет повествования.
На Версаль!
Историческая повесть начинается со стихотворения Максимилиана Волошина (1877-1932 г.) «Революция» (1922 г.), который служит эпиграфом ко всей книге, подготавливая читателя к основной фабуле повести:
Она мне грезилась в фригийском колпаке,
С багровым знаменем, пылающим в руке,
Среди взметенных толп, поющих «Марсельезу»,
Иль потрясающей на гребне баррикад
Косматым факелом, под воющий набат,
Зовущий к пороху, свободе и железу…
И все в этой книге есть: и гребни баррикад, и восставшие, зовущие к пороху и свободе (что показано на обложке самой книги), и поющие «Марсельезу» (подвиг Руже де Лиля). Но сама история, конечно, о людях, о гнетущем настроении всего Парижа, – мы видим беднейший квартал на улице Кордельеров, в котором живут главные герои повести Жозеф и Марил, а в противовес показан богатейший дворец Версаль, где король и королева устраивают пиршества, когда в городе жители гибнут от голода из-за нехватки хлеба.
В предисловии говорится о паузе в революции после падения знаменитой крепости-тюрьмы Бастилии, когда парижане осознали хаос своего положения и в полном замешательстве старались вернуть прежний уклад жизни.
Книга интересна еще и тем, что читатель окунается в небольшой период времени (сентябрь и начало октября 1789 г.), о котором вспомнит не каждый историк, занимающийся Великой Французской революцией. Как будто в кино мы видим живых людей, готовых бороться за свои интересы, свободу и жизнь:
«Женщина среднего роста с красивым и бледным лицом держала барабан, добытый после осады Бастилии, на ремне он свисал, словно большой мешок, через обнажённое и немытое плечо. Ее руки ловко отбивали ритм, а хриплый голос призывал: «На Версаль!».
– Без оружия нам не одолеть солдат. Идем к Ратуше, там и добудем оружие, а затем и пекаря, и пекаренка! – перекричал неизвестный парижанин».
Главные герои
Читая первую книгу молодых авторов, понимаешь, с чем встретится читатель, какие мысли останутся после прочтения повести. Для достижения своей цели они выбрали три эпизода одной страны и эпохи, в которой шла череда великих и страшных событий, породившая целую плеяду личностей (Дантон, Марат, Лафайет, также упоминается имя Наполеона).
Авторам удалось без нагромождения исторических справок и ухода в беллетристику передать историю в живых образах героев: громовержца революции Мирабо, бесноватого Марата, рупора бедняков Дантона, тихого и скрытного Байи, наглого Мунье, наивной крестьянки Марил и депрессивного Шарпантье.
Главные герои повести (17-летняя девушка Марил, бывший врач старик Жозеф Шарпантье и журналист Марат) пытаются выжить в голодном Париже и спасти друг друга: Жозеф помогает встать на ноги слабой девушке Марил после голодного обморока, Марил заботится о Жозефе во время его болезни. Все они поддерживают друг друга, когда черная тоска душит живые нотки души, и не позволяют недругам одержать верх над собой, когда этого требуют обстоятельства:
«– Я видел столько глаз умирающих… – перебил Шарпантье. – Я наблюдал, как жизнь покидает их тела. Я вытирал слезы с мертвых глаз. Тогда я был куда сильнее, чем сейчас. Когда я вернулся во Францию, мне не приходило в голову, что я признаюсь в своей слабости. Я хотел доказать себе, что могу забыть прошлое и принять нынешнюю реальность. Но я измучил себя и спрятался от людей. Если не можете дать пользу людям, то извольте покинуть их – вот мое кредо!
– Не надо громких фраз! Не стыдись своего прошлого! Ты не дезертир! – подбадривал Марат.
– Ты спас меня! – обняла старика Марил.
– Я действительно рад, что не бросил тебя, – расстрогался Шарпантье. Из его глаз полились слезы. – Но знай, милая, ко всему надо быть готовым и нестись сломя голову. Мой друг Марат ко всему готов, даже к собственной смерти!»
Один из главных героев: Жан-Поль Марат (1743-1793 г.) ведет открытую борьбу с королевской властью. Он пока еще мало кому известен, но его газета «Друг народа» заставила понервничать сторонников монархии. В повести мы видим, как он и его агенты расклеивают листовки с призывами к восстанию, он участвует во всех политических действиях.
И в результате стольких конфликтов (дебаты в учредительном Собрании, ссора между королем и королевой, недовольство жителей Парижа и пр.) перед читателями вырисовывается картина революции – противоборство идей. Революция в повести – катализатор, пробуждающий искренность героев и суть всех действий.
Мораль книги
В повести «На Версаль!» затрагиваются основные проблемы общества: политические и социальные проблемы, чувство опустошенности души и одиночества человека (эта же проблема затронута и в рассказе «Подвиг Руже де Лиля»). Авторы не просто обозначили их главными, но и пытались найти связь с настоящим временем. Как раз в наше время социальных сетей и зоны комфорта чувство одиночества в обществе ощущается наиболее остро.
Герои книги оказываются в тяжелых жизненных ситуациях, где им предстоит принять свой путь, они учатся бороться со своим унынием, стараются ощущать полноту жизни во всех проявлениях, не отступать от своих интересов, несмотря на трудности.
Как признаются сами авторы книги: «Мы многое познали через содержание повести: суть политики, несчастье народа и тернистый путь творческих личностей».
Об авторах
Александр АРХИПОВ
Родился 21 октября 1998 г. в селе Непотягово Гаврилово-Посадского района. Сейчас студент 3 курса Международного юридического института (Ивановский филиал). Пишет прозу, занимается черно-белой графикой. Впервые начал писать с 17 лет. С детства изучает историю, особенно период революционной Франции и наполеоновских войн. Живет в г. Гаврилов-Посад.
«Страшно представить, насколько скучна была бы моя жизнь, если бы я не изучал историю. Но у меня есть и другие увлечения.
К 17 годам поставил себе цель — стать писателем. Я не планировал тогда писать о событиях прошедших столетий. Все началось с фантастической повести, которую храню в своем архиве и перечитываю, чтобы напоминать себе, как не следует писать.
После повести начал работу над первым историческим романом, который до сих пор находится в процессе. Прошло 3 года, за это время написал немало рассказов, продолжаю неуклонно двигаться к цели. Творчество в своей жизни воспринимаю как переломный момент в саморазвитии.
Когда совмещаешь свои познания с творчеством, то удивляешься разнообразию и многогранности сюжетов, характерам персонажей, идеям, посещающим молодую голову. В тот момент осознал, как я могу использовать знания об истории. Так и нашел дело своей жизни — писать о прошлом, проявить любовь к своему делу и постоянное совершенствование себя. Путь каждого творца тернист и не имеет конца, человеку свойственно открывать в себе новые стороны, но жизнь коротка и многие писатели, поэты, художники и не осуществили свои замыслы.
Я нашел в своей жизни смысл и считаю, что нет ничего прекраснее на свете, чем создание своих миров и интересных героев, которые становятся мне друзьями. Но творческие личности не забывают о реальном мире, поскольку в своих произведениях они показывают собственный взгляд на действительность».
Максим ЗИМИН
Родился 27 апреля 1991 г. в Иванове в семье художника. Окончил «Ивановский химико-технологический университет». По специальности художник-технолог. Работал хранителем фондов МБУ «Музей истории городского округа Кохма» в котором выставил свои графические работы под названием «Фэнтези» на выставке «Мир увлечений» (2018 г.) Обладатель диплома 3 степени XXII Ивановского городского конкурса самодеятельных поэтов им. Михаила Дудина. Печатался в Санкт-Петербургском альманахе «Огни гавани», в сборниках «Как наше слово отзовется» (г. Иваново), «Надежда-Вера-Любовь» (г. Самара). Автор десяти научных публикаций по лингвистике. Лауреат I степени XI международной научной конференции (ИГХТУ, 2016 г.) за исследования творчества Шекспира и его влияния на современную поэзию. Литературоведческие статьи печатал во всероссийском научном журнале «На пути к гражданскому обществу». К 100-летию Ивановской губернии принял участие в написании проекта гимна Ивановской области с текстом «Ивановский край», переложенный на музыку. Руководитель регионального представительства самарского фонда социального развития «Надежда».