Илье 16, и параллельно с подготовкой к ЕГЭ он активно готовится к армии. Занимается на турниках, бегает по утрам, ведет здоровый образ жизни, старается соблюдать…
Илье 16, и параллельно с подготовкой к ЕГЭ он активно готовится к армии. Занимается на турниках, бегает по утрам, ведет здоровый образ жизни, старается соблюдать режим. «Конечно, надеюсь, что поступлю в университет, — говорит парень. — Но если не выйдет, ничего страшного, пойду в армию, она меня не пугает. А хорошая физическая подготовка в любом случае не помешает». У Ильи до армии еще немало времени. А вот для 20 других ребят из Ивановского муниципального района время пришло этой осенью.
«Весенний призыв, который мы завершили, благодаря качественной работе призывной комиссии Ивановского муниципального района прошел организованно и без сбоев. Из района служить отправились 36 человек, — рассказывает военный комиссар Ивановского района и города Кохма Ивановской области, подполковник запаса Сергей Трутченков. — Осенняя призывная кампания началась 1 октября. План на Ивановский муниципальный район – призвать около 20 человек. Надеемся, все снова пройдет, как положено».
Проверяют с 17 лет
Однако цель вовсе не в том, чтобы всеми правдами и неправдами отправить в войска нужное количество юношей, объясняет военком. План планом, но каждую кандидатуру внимательно изучают и анализируют. Люди, которые по тем или иным причинам служить не могут, в армию не попадают.
— Мы тщательно изучаем здоровье призывников еще до призыва, — рассказывает Сергей Николаевич. — Когда молодому человеку исполняется 17 лет, он проходит тестирование, анкетирование, мы проверяем состояние его здоровья и проводим беседы с родителями. На основе полученных данных принимаем решение — призвать в армию, освободить от службы, предоставить отсрочку или направить на медицинское дообследование. Если решение «призвать», то определяем, в какие войска.
Желание парня по роду войск учитывается, если он соответствует предъявляемым требованиям (например, для службы в ВДВ нужно иметь безупречное здоровье – «годен без ограничений») и есть соответствующая разнарядка.
Двое отправились на море
Территориально призывники из Ивановского района проходят воинскую службу преимущественно в Центральном федеральном округе. В обязательном порядке служат рядом с домом те ребята, у которых есть жена, дети, родители пенсионного возраста (или нуждающиеся в постоянном уходе по медицинским причинам). Но и остальные призывники «на край света» не уезжают.
— Самый отдаленный город, куда за последние годы отправлялись служить парни из Ивановского района, – это, пожалуй, Мурманск, — рассказывает Сергей Трутченков. — Некоторые служат в теплых краях — в Севастополе. Два человека этой весной отправились на ракетный катер Черноморского флота «Ивановец». Попадают и в Балтийский флот — в Кронштадт. Кстати, те, кому выпадает служить в морфлоте, очень довольны — об этом сотрудникам военкомата рассказывают родители призывников.
— Мы контактируем с родителями, — говорит Сергей Трутченков. — Жалоб сейчас мало, и они не связаны с тем, что кто-то обижает. Просто поначалу в армии тяжело — все не так, как дома, другой график, другие правила, другие задачи. Со временем все привыкают.
Постоянный контроль
То, что называется неуставными отношениями или попросту дедовщиной, может, не изжито до конца, но стало проявляться в разы реже.
— Главная задача в армии – обеспечение законности, – говорит Сергей Николаевич. — Офицеры прокуратуры ведут постоянный контроль, проводят опросы. И у нас тоже при призыве все контролируется прокуратурой, чтобы не было незаконного призыва и незаконного освобождения.
Прецедентов, связанных, например, с тем, чтобы в армию отправили больного, в районе не было. К уголовной ответственности за уклонение от службы у нас тоже пока еще никого не привлекали. А вот к административной — да.
-Такое бывает: кто-то забыл прийти, кто-то просидел до утра за компьютером и проспал, — приводит примеры объяснений призывников Сергей Трутченков.
Болеть стали больше
Медицинская комиссия призвана не только оценить соответствие призывника формальным требованиям, но и проанализировать, не усугубит ли служба состояние здоровья юноши. По наблюдениям Сергея Трутченкова, в последние годы среди ребят призывного возраста стали выявлять больше заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы. У некоторых парней есть проблемы с давлением, у многих слабое зрение: возможно, это прямое следствие стремительного распространения всевозможных гаджетов. А вот психических отклонений выявляют меньше, чем раньше.
— В Ивановском районе ситуация по здоровью призывников более стабильная, чем в сравнении с той же Кохмой, — говорит начальник отделения призыва Павел Сустретов.
Научные и спортивные роты
В последнее время очень много призывников с высшим образованием — около 20%.
— В основном они идут на сержантские должности или в научные роты — в России их 16, — рассказывает Сергей Трутченков. — Занимаются научной деятельностью, разрабатывают проекты в военных целях.
Призывники с высшим или средним профобразованием имеют право заменить службу по призыву (один год) на два года по контракту. По словам Сергея Трутченкова, этой возможностью каждый призыв в Ивановском районе пользуются два-три человека. А еще в России есть четыре спортивные роты. Туда попадают ребята с достижениями в спорте, с разрядом по какому-то виду. Конечно, как в научные, так и в спортивные роты довольно жесткий отбор — выбирают наиболее успешных и перспективных.
Лучше бы в армию
Для тех, кто категорически не хочет служить по религиозным, политическим, морально-этическим или другим причинам, существует возможность заменить военную службу на альтернативную. Правда, просто заявить о своем желании недостаточно, нужно убедить комиссию в том, что причины действительно веские.
Недавно заявление о замене военной службы на альтернативную написал житель Кохмы. Молодой человек сообщил, что его религиозные убеждения не позволяют ему брать в руки оружие. Парень даже цитировал на комиссии Ветхий Завет. Его внимательно выслушали. Теперь молодой человек пойдет служить либо санитаром, либо почтальоном. Второе легче, но первое вероятнее: работа санитаров тяжелая, их всегда не хватает.
— За пять лет, что я тут работаю, это у нас только третий человек, изъявивший желание пройти альтернативную службу, — рассказывает Павел Сустретов. — Кто-то из тех, кто делает такой выбор, потом говорит: «Лучше бы я в армию пошел. Например, два года назад парень заявил, что по религиозным убеждениям пойдет на альтернативную службу. Попал санитаром в ярославский дом престарелых, жил в нем же. Его мама потом приходила и просила забрать его назад. Видимо, нелегко ему там пришлось. Кстати, срок службы у альтернативщиков длиннее, чем у тех ребят, что проходят службу в обычном формате — 21 месяц против 12.
Интересно, что у военкома Сергея Трутченкова два сына: старший недавно отслужил, младший этой осенью проходит медкомиссию.
— Если бы мои сыновья не служили, не имея на то оснований, я бы, наверное, родителям призывников в глаза смотреть не смог, — говорит Сергей Николаевич.
Но парни у него сознательные — мол, надо так надо. Это в целом отражает общую тенденцию: косить стали реже. В армии стало больше порядка, а у молодых людей и их родителей — меньше страхов. Легче год отслужить, чем много лет бегать — так сейчас считает большинство призывников.
Евгения КОЧЕТКОВА