Уже совсем скоро — 5 октября весь мир будет праздновать День учителя. К этой дате мы подготовили рассказ о педагогах Куликовской средней школы, чтобы в…
Уже совсем скоро — 5 октября весь мир будет праздновать День учителя. К этой дате мы подготовили рассказ о педагогах Куликовской средней школы, чтобы в их лице поздравить всех преподавателей Ивановского района.
Каждый человек во многом обязан тем, чего он достиг в жизни своим учителям. Процесс обучения закладывает в ребенке умение думать, ориентироваться в информационных потоках во взрослой жизни. Именно на это направлен труд учителей МБОУ «Куликовская средняя школа», которые подходят к педагогической работе с полной отдачей, а главное — фантазией, позволяющей донести до детей сложный материал в интересной форме.
Есть ли паспорт у родника?
А вы знаете, что паспорт выдается не только человеку, но даже водному источнику? Скорее всего, это знают не многие. А вот ученики Марины Кузминой, преподавателя химии в Куликовской школе это не просто знают, но даже сами составили описание родника, бьющего неподалеку от их школы. В документ, который присвоен ключу включен целый параметров: его характер, мощность потока, плотность воды и другие.
— Исследованием воды из местных родников в Куликове и Василёво занимаемся уже несколько лет. — Рассказывает Мария Сергеевна. — В школе проводим с ребятами простейшие исследования, определяем органолептические характеристики. Более сложные опыты проводим на базе ИГХТУ. Кафедра промышленной экологии представляет условия для исследований на железо, кальций, хлор и другие химические показатели качества жидкости.
Важно отметить, что такое обучение на базе привычных для детей, понятных вещей лучше всяких слов позволяет им понять важность науки. Выражается это и в практических успехах учащихся. В 2018 году они заняли второе место в районной конференции «Молодежь изучает окружающий мир». Было представлено 12 исследовательских работ, среди которых была и посвященная экологии водных ресурсов: «Мониторинг качества родниковой воды деревень Куликово и Василёво Ивановской области за 2016-2018 годы». Эта же работа заняла третье место в областной экологической конференции. Куликовцы Илья Пименов и Диана Шлякова стали участниками Всероссийского конкурса молодых специалистов WorldSkills в номинации «Лабораторно-химический анализ (юниоры)». Илья получил второе место на этом конкурсе.
Немаловажно и то, что ребята на этих уроках учатся понимать и любить родной край. Причем не только теоретически, но и практически.
— Ребята ухаживают за источником, сделали над ним небольшой навес. — Продолжает рассказ Мария Сергеевна. — Многие жители Куликово приходят к нашему роднику и с удовольствием пьют его воду.
Живи преподаваючи!
Нам повезло с географией и рельефом местности. Ивановцы привыкли к ровному атмосферному давлению и умеренному климату. А ведь так происходит далеко не везде. Особенности климата существенно влияют на повседневные особенности жизни во многих странах. Для кого-то это может стать неудобством, а для преподавателя физики Натальи Гудковой, которой повезло поработать в Мексике, стало возможностью интереснее описать действия некоторых физических законов в природе.
Приведем ее поучительный рассказ, сохраняя его своеобразие и стиль: «Привела нас судьба в страну дальнюю — Мексику, в огромный человеческий муравейник — город Мехико, где трудилась я учителем физики, в школе при Посольстве да при Российском. И находится этот город высоко-высоко в горах, и живут в нём люди привычные к жаркому климату да к разреженному воздуху. А в воздухе том вредных веществ-то видимо-невидимо: то автомобили, коих несметное количество, своими выхлопными газами небо затянут, а то вулкан Попокатепетль пеплом все покроет.
Так и жили бы мы дальше, причиняя вред своему здоровьицу, если бы не добрая волшебница — наш посольский доктор, Людмила Михайловна. И велела она всем сотрудникам собираться в путь не близкий, не далекий — триста километров да вниз, прочь с горы, да чтоб не реже, чем раз да в два месяца. Хочешь влево по серпантину горному — к Тихому океану, в Акапулько спустишься. Ай-ай-ай-яй, да и только! А хочешь — вправо идти — так к Атлантическому выберешься.
Собрались мы в каникулы с утра пораньше, да и поехали на микроавтобусе с горы-то вниз. А спать хочется, вот и достали мы подушки дорожные, надувные, производства заморского, китайского. Как надули их, сколько лёгкие наши позволили, да и заснули, подложив те подушки под головы.
Долго ли, коротко, а часов эдак так через пять повеяло на нас жаром жарким да морским воздухом соленым. Пробудились мы, глянь, а подушки-то, все как одна, сдулись! Как давай мы ругать тех китайских производителей, недобросовестных, за то, что выманили они у нас они денежки, честным трудом заработанные, а товар-то у них весь некачественный!
Вдруг слышу я голос свой внутренний, как проснулся тут во мне учитель физики: «Не ругайте вы зря производителей! А подумайте вы над законами физическими!». Да и верно, давленье-то выросло! На вершине горы было низкое, вот и плотно казались надутыми нам подушки китайского качества! А спустившись вниз, к побережью, как давай то давленье нормальное со всей силы давить на подушечки, что разреженным духом наполнены. Как давай те подушечки морщиться, да в размерах своих уменьшаться! А мораль-то у сказки какая же? — Не ругайся — учи лучше физику!»
Учеба и игра
Опыт работы в Мексике стал полезен и для самого преподавателя. Тем она получила незабываемый педагогический опыт. Кроме привычных педагогических способов подачи материала научилась шире использовать и интерактивные методы обучения, вовлечение учеников в обучающий процесс. Из примеров можно вспомнить подготовку стенгазеты, посвященной изучению физики.
Еще более интересная задумка — игра с учениками в обучающий вариант известной телевикторины «Сто к одному». Например, детям предлагают угадать самые популярные имена ученых. Многие без труда догадаются, что чаще всего звучат фамилии Ньютона и Эйнштейна.
Сложнее ответить на вопрос: «Самая известная фраза, произнесенная ученым-физиком?» Хотя и здесь после недолгих раздумий можно догадаться, что одна из самых известных фраз это «И все-таки она вертится!», приписываемая Галилео Галилею. А самая известная фраза — «Эврика!», которую выкрикивал легендарный Архимед после решения сложной задачи и открытия основного закона гидростатики.
Каждый преподаватель знает: ученики будут быстрее развиваться только если вкладывать сердце в занятия. У учителей из Куликовской школы результат налицо. С 1991 года школа воспитала более десятка золотых медалистов. В 2018 один из ее учеников Никита Владимиров получил высшую награду школьника и аттестат с золотым теснением, что помогло ему с успехом поступить в Ивановский энергетический университет, входящий в топ-50 вузов России. В рамках небольшой газетной статьи просто невозможно перечислить фамилии всех преподавателей, которые вложили в это свою лепту. Ведь для всего педагогического состава МБОУ «Куликовская средняя школа» самое важное — успех их воспитанников.
Есть мнение
Директор МБОУ «Куликовская средняя школа» Александр Свирь:
«Для всех наших преподавателей настоящий праздник, если ученик состоялся в жизни. Все мы работаем на этот результат. В нашем девизе: „Успех в учебе — успех в жизни“, говорится не только об успешной сдаче экзаменов по ЕГЭ. Это о том, что школа должна дать успешный жизненный старт ребенку. А самый большой праздник для нас, когда в школу приходят повзрослевшие ученики, чтобы поделиться своими достижениями. Это лучшая награда и главный праздник для каждого педагога!»
Альберт БОЛДИН
Фото автора