В последние годы в стране активно развивается гастрономический туризм. По данным сайта «ТурСтат», в последние годы рост рынка в данном сегменте в два раза превысил…
В последние годы в стране активно развивается гастрономический туризм. По данным сайта «ТурСтат», в последние годы рост рынка в данном сегменте в два раза превысил рост рынка внутреннего туризма. В топ-10 регионов России, популярных для гастрономического туризма, входят Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская, Владимирская, Тверская, Тульская, Новгородская, Калининградская области, Алтайский край.
Большой популярностью пользуются поездки в Тулу с посещением фабрики пряника и молочного комбината, в Коломну – на фабрику пастилы, в Москву и Санкт-Петербург — на ресторанные фестивали…
И в нашей области практически в каждом районе есть своя гастрономическая изюминка. Все большую популярность набирает фестиваль лука в Лухе. Свыше 15 лет празднуется фестиваль парского калача в рамках Парской ярмарки в Родниковском районе. В Кинешме гостей потчуют местным фритюрным пирогом, знаменитым с 1970-х годов. В городе на Волге даже нашли потомков кулинара Анатолия Щеголкина, который изобрел его.
Интересны и такие праздники, как «Рыбный день в Юрьевце», «Подозёрская клубника», верхнеландеховское «Черничное гулянье», «Южская клюковка», «Свекловицы» в Ивановском и «Яблоневый спас» в Гаврилово-Посадском районах…
С брендами этих фестивалей связаны красивые легенды. Например, Иван Грозный любил есть только луковый суп, и этот овощ возами отправляли царю из Луха. Парские калачи в XIX веке также везли в Москву: сейчас местные жители пытаются восстановить их уникальный рецепт.
Департаментом культуры и туризма составлен гастрономический паспорт региона, в котором указаны все наши «вкусные» бренды. Этот документ в ближайшем будущем планируется разместить на туристическом портале области, и каждый турист сможет выбрать для себя маршрут по вкусу.
Ивановцы предпочитают «чужие» День огурца и фестиваль ухи
Несмотря на такое изобилие гастрономических фестивалей, на которых популяризируется оригинальная местная продукция, агентства, продающие туры, и туроператоры, занимающиеся в том числе и созданием маршрутов, говорят, что наши праздники у туристов не востребованы.
«Никогда клиенты не спрашивали туры на подобные фестивали в нашем регионе, — рассказывает гендиректор ивановского турагентства «Сказка странствий» Наталья Корсун. — Хотя в принципе гастрономические маршруты пользуются у туристов популярностью. Например, у нас очень активно покупают «вкусные» туры в Грузию. Эта страна приемлема для клиентов и по финансовым возможностям (на порядок ниже, чем Франция и Италия), а по разнообразию кухни ничем не уступает. Стоимость экскурсии на двоих на три-пять дней от 30 тысяч (не включая перелет и проживание). Гости посещают сыроваренные заводы, фермы, которые расположены на различной высоте, винодельни…»
По мнению специалиста, принимать гостей-туристов на свои праздники на таком уровне наша область пока не готова. Те фестивали, которые проходят в районах, полноценным продуктом назвать нельзя. «Людям было бы интересно посмотреть на сам процесс изготовления от начала до конца, — говорит Наталья Корсун, — Например, в Греции на заводах оливкового масла туристам показывают, как растут саженцы, как собирают оливы, как из них выдавливают масло… — весь производственный цикл».
А вот по словам менеджера Ольги Сидневой, у ивановского туроператора «Скорость» подобные туры есть. Ориентированы они на ивановского жителя возрастной категории 55+. Экскурсии однодневные и недорогие — не более 900 рублей на человека. «Мы не усложняем их обедами, так как регион дотационный», — говорит она.
Но, по словам Ольги Владимировны, эти туры не востребованы — интересуют одного-пятерых человек – автобус так не заполнишь. В основном, спрашивают поездки на День лука. Зато подобные фестивали в соседних регионах — Ухи в Ростове Великом, День огурца в Суздале – пользуются бешеной популярностью.
Как рассказывает менеджер туроператора «Вероника Тур», у них разработаны туры на фестивали в нашей области, но… они лежат в папочке.
Иностранцам подавай как минимум «БМВ»
В чем причина непопулярности наших фестивалей у туристов? Практически все опрошенные менеджеры и руководители турагентств и туроператоров не смогли однозначно ответить на этот вопрос.
«Уровень сервиса у нас не соответствует, — называет один из аргументов гендиректор агентства «Сказка странствий» Наталья Корсун. — Парковка, как правило, — небольшой пятачок. Еда — на улице без сертификатов соответствия СанПиНам». Иностранцы готовы к нам ехать и готовы платить (немцы, к примеру, несколько раз обращались), но мы не соответствуем уровню их запросов, продолжает специалист. Необходимы пятизвездочные отели, рестораны с именем (у нас подобные только в Москве), для передвижения – автомобили марок «БМВ» или «мерседес»…
По словам менеджера «Вероники тур», у наших фестивалей нет изюминки, и не раскручены они, как, например, День огурца, на который выделяются огромные средства.
На «Мясном горшке» угощают картовником
В числе фестивалей Ивановской области — «Мясной горшок», проходящий в деревне Сельцо Савинского района. Его история уходит корнями в прошлое, рассказывают в департаменте культуры и туризма. Когда-то в округе был большой падеж скота, и крестьяне, чтобы умилостивить природу, обещали ежегодно 19 июля справлять праздник. Для его проведения забивали скот, варили уху, готовили мясные блюда и традиционный картовник (картофель, запеченный в омлетной смеси). Посетители этого фестиваля смогут окунуться в деревенскую атмосферу, насладиться живописной природой, вдохнуть аромат душистых стогов сена, поучаствовать в гулянье с песнями и танцами, в играх и забавах…
Отведайте-ка щи «по-ивановски»!
Осенью на территории Ивановского района проходит фестиваль «Ивановский капустник». Этот праздник посвящен любимому блюду жителей нашей области — зеленым щам. На празднике сельские поселения демонстрируют свои достижения, проходит дегустационный конкурс зеленых щей, выставка-продажа домашних заготовок. Все гости могут отведать вкусных горячих зеленых щей «по-ивановски», сообщают в департаменте культуры и туризма.
Анна ПАРЫШЕВА