Советские фильмы, посвященные деревне, часто помпезные, и всё же достаточно реально отражают сельский быт и уклад времени. Жизнь в глубинке кипела и бурлила, по вечерам…
Советские фильмы, посвященные деревне, часто помпезные, и всё же достаточно реально отражают сельский быт и уклад времени. Жизнь в глубинке кипела и бурлила, по вечерам на улицы выходила молодежь… Но сегодня многие деревни опустели. И люди не всегда покидают насиженные места по своей воле: просто исчезают последние якоря, привязывающие их к родине. Закрываются школы, библиотеки, всё сложнее получить медицинскую помощь. И зачастую именно последний фактор становится для многих семей решающим…
Смертность на селе сопоставима с показателями африканских стран
В Ивановской области, как и в России, оптимизация сети медицинских учреждений началась в 2013 году. За три года, пока длился этот процесс, была упразднена работа 34 лечебных учреждений в разных населенных пунктах, серьезно сократился коечный фонд. С тех пор, по данным федерального фонда независимого мониторинга «Здоровье», обеспеченность медицинскими кадрами в нашем регионе сократилась в 3-4 раза, а смертность выросла на 14%. По словам директора фонда Эдуарда Гаврилова, который в апреле посетил Ивановскую область, смертность на селе у нас сопоставима с самыми бедными африканскими странами. Еще хуже ситуация только в Псковской, Новгородской и Тульской областях.
Что-то странное творится и со статистикой: в структуре смертности на первом месте находится графа «Прочие причины» — 31% всех смертей в регионе. Этот пункт уже обогнал и сердечно-сосудистые заболевания, и онкологию, и ДТП. В страшную графу включено всё то, что статистика описывает неохотно: например, смерти от алкогольных и наркотических отравлений, от самоубийств, смерти на дому из-за неприезда скорой помощи…
Между тем
По результатам мониторинга фонда «Здоровье», средняя зарплата фельдшера в районе составляет 13 тысяч рублей, зарплата врача общей практики – 18 тысяч. В большинстве ФАПов нет ни горячего водоснабжения, ни канализации.
Многие населенные пункты вообще отрезаны от внешнего мира. Эдуард Гаврилов вместе с представителями регионального штаба ОНФ провел инспекционные поездки по Гаврилово-Посадскому и Савинскому районам. Результаты неутешительны. «Мы посетили деревню Михалёво Савинского района. К ней ведет грунтовая дорога протяженностью 8 километров. По ней мы ехали ровно полтора часа! В самой деревне люди заявили, что выездных врачебных бригад они ни разу не видели. Жители фактически отрезаны, автобус ходит раз в неделю и с этой же периодичностью приезжает продуктовая лавка. Случись что – скорая туда просто не доедет», — рассказал Эдуард Гаврилов.
Мобильные бригады совершили 244 выезда
Департаменту здравоохранения эти проблемы известны и с результатами независимого мониторинга там согласны. По словам начальника ведомства Ирины Березиной, смертность сельского населения в регионе действительно высокая, а дороги плохие. Однако сейчас разрабатывается комплексная программа. Один из ее пунктов – как раз улучшение качества дорог.
Проблема доступности медицинской помощи в тех населенных пунктах, где нет ФАПов и офисов врачей общей практики, решается с помощью выездных мобильных бригад. За 2017 год они совершили 244 выезда в самые отдаленные уголки региона. У 20% осмотренных пациентов были выявлены патологии, они получили направление на дальнейшее обследование в ЦРБ и областной больнице. Региону выделено 69 миллионов рублей на приобретение мобильных медицинских комплексов и модульных ФАПов. Один из таких комплексов получит, например, Шуйская ЦРБ. Он будет обеспечивать потребности жителей в том числе и Савинского районов.
ФАПов в регионе действительно не хватает. По словам начальника регионального управления Росздравнадзора Николая Белина, в конце 90-х годов их было 400, сейчас – 240. Многие из них действительно находятся в плохом состоянии, требуют капитального ремонта, денег на который у районов нет.
Неоднозначна и ситуация с зарплатами медицинских работников. «В целом мы достигаем целевых показателей, — отметила Ирина Березина. – Так, средняя зарплата врача областной больницы составляет 41 тысячу рублей. А разрыв в доходах обусловлен тем, что они изначально были неодинаковыми по разным медучреждениям. А растут зарплаты пропорционально».
Радовались, что в ФАП завезли… градусники
Житель деревни Малышево Родниковского района Александр Зверев знает о ситуации в сельской медицине не понаслышке. «Наш ФАП был построен в 1967 году и с тех пор ни разу не ремонтировался. О том, как он оборудован, судите сами: несколько лет назад нам наконец-то завезли градусники! Радовались всей деревней…»
Сегодня в Малышеве живет 500 человек, в основном пожилые люди, но немало и семей с детьми. Жители неоднократно встречались с представителями департамента здравоохранения, просили сделать ремонт медпункта, но пока подвижек нет. «Я не раз предлагал чиновникам: приезжайте к нам полечиться, посмотрите на ситуацию изнутри, но что-то до сих пор никто так и не принял мое предложение», — сетует Александр.
Журналистка шуйской газеты «Местный спрос» Любовь Крупина некоторое время назад затеяла собственное расследование. Она объездила фактически все сельские поселения и выяснила, что на сегодняшний день в Шуйском районе действуют 14 ФАПов (когда-то их было 40). При этом в большинстве из них медицинский персонал работает по совместительству. «Судите сами: в Сергееве фельдшер уволился, его работу выполняет совместитель, но он не может приезжать чаще одного раза в неделю. В деревне Остапово, где проживает 800 человек, прием ведется также раз в неделю. Огромное количество людей набивается в маленькую комнатку ожидания, остальные ждут снаружи в любую погоду. И фельдшер никогда не успевает принять всех желающих», — говорит Любовь Крупина.
И подобные свидетельства поступают из разных уголков Ивановской области. Так, по словам жительницы Нерли Тейковского района Людмилы Кочневой, в те дни, когда к ним приезжает выездная бригада врачей-специалистов, все остальные планы отменяются по определению: чтобы попасть на прием, нужно провести в очереди почти весь день. Жителям Нерли, где когда-то действовала собственная врачебная амбулатория, осознать этот факт сложно. Да и здоровье не всегда позволяет: Людмила Алексеевна, например, несколько месяцев назад пережила инсульт. Очередь для нее – сущая пытка, но иных вариантов, чтобы получить жизненно необходимую консультацию грамотного невролога недалеко от дома, у нее просто нет.
Врачи не едут работать даже за миллион
Над всеми проблемами сельской медицины дамокловым мечом висит одна: нехватка кадров. Возможно, если бы сейчас сельские ФАПЫ и офисы врачей общей практики вдруг заполнила молодежь, то ситуация даже при плохом состоянии большинства зданий, даже при недостаточном снабжении лекарствами, скорее всего, изменилась в лучшую сторону. Но почему-то молодежь, выучившись за бюджетные деньги в Ивановской медицинской академии, не стремится пополнить ряды селян.
Уезжают даже те, с кем муниципалитеты когда-то заключили договоры о целевом обучении. Получив образование, они предпочитают даже вернуть затраченные на них средства (по суду), но уехать, скажем, в Москву, чтобы работать врачом скорой помощи. Средняя зарплата в 70 тысяч рублей там очень соблазняет. К тому же далеко не всегда суды встают на сторону муниципалитетов: обстоятельства ответчиков также учитываются. Больная мать, инвалид-отец, статус сироты – всё это смягчает решение судьи при рассмотрении иска. А законов, каких-либо нормативно-правовых актов, обязывающих новоиспеченных врачей отработать по распределению, в России до сих пор нет… «К нам не едут работать даже за миллион, положенный по программе «Земский доктор», — констатирует главный врач Шуйской ЦРБ Екатерина Кузьмина. – Здания ФАПов, ОВОПов и амбулаторий – ветхие. Обеспечить всех медиков жильем – большая проблема. На данный момент 11 лечебных учреждений Шуйского района нуждаются в специалистах».
Так что же спасет сельскую медицину? По мнению ректора ИвГМА Евгения Борзова, одним из инструментов может стать целевой набор, подкрепленный федеральной нормативно-правовой базой. Вызывает оптимизм и позиция нового руководства Ивановской области. Так, врио губернатора Станислав Воскресенский заявил, что считает здравоохранение одной из точек экономического роста. Об этом он неоднократно говорил и на заседаниях правительства, и на недавней встрече с президентом Владимиром Путиным. В регионе начала работать комиссия по здравоохранению, в составе которой — медики, чиновники и представители общественности. В ее обязанности входит в том числе разработка экстренного плана по спасению медицины.
Хорошая новость
Ивановской области в текущем году выделено 60 миллионов рублей из федерального бюджетана приобретение передвижных медицинских комплексов. Они будут обслуживать населенные пункты для оказания помощи жителям населенных пунктов с численностью до 100 человек. Еще 15 миллионов рублей будут направлены на приобретение модульных конструкций врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов для населенных пунктов с численностью от 101 до двух тысяч человек.
Дарья БОБРОВИЦКАЯ