Еще 30 лет назад большинство селян Ивановской области пользовались нецентрализованными источниками водоснабжения. Сегодня их количество неуклонно снижается. По данным регионального управления Роспотребнадзора, в 2017 году…
Еще 30 лет назад большинство селян Ивановской области пользовались нецентрализованными источниками водоснабжения. Сегодня их количество неуклонно снижается. По данным регионального управления Роспотребнадзора, в 2017 году лишь около 13% населения продолжало использовать колодезную воду. Для остальных жителей главным источником давно стали водопроводные сети или централизованные скважины. Впрочем, качество питьевой воды — откуда бы ее ни брали — во многих населенных пунктах оставляет желать лучшего.
Безопасность зависит от нужной глубины
Колодцы в привычном, общественном понимании этого слова, безусловно, уходят в прошлое. Об этом говорит и статистика: если в 2011 году на территории области действовало около 8 тысяч источников нецентрализованного водоснабжения (цифры Роспотребнадзора), то в прошлом году — 5906. Конечно, на самом деле их намного больше: просто не каждый колодец или частная скважина учитывается в реестре контролирующего органа, поскольку обладатели домов или коттеджей не всегда считают нужным согласовывать свое решение о бурении скважины (а они относятся к классу трубчатых колодцев) с государством. По факту сегодня каждый желающий может обзавестись собственным источником воды — для этого нужна лишь определенная сумма денег и бригада землекопов с определенными навыками. Вопрос лишь в том, что именно он получит в итоге.
К сожалению, домовладельцы, принимая такое решение, не всегда руководствуются здравым смыслом: ведь они зачастую не учитывают важнейших факторов, определяющих безопасность нового источника водоснабжения. И один из самых главных — воздействие антропогенных источников загрязнения. По нормативам колодец или другой источник водоснабжения должен располагаться в так называемых зонах санитарной охраны. Иными словами, вблизи колодца в радиусе 50 метров не должно находиться промышленное предприятие, канализационные стоки и любые другие источники загрязнения. Если это условие не выполнено, качество воды в любом случае не будет соответствовать нормативам.
Второй момент, на котором настаивают специалисты — это проведение всех необходимых исследований перед копкой колодцев или бурением скважин: в частности, геологоразведочных работ. Только специалисты смогут сказать, на какой глубине находится наиболее безопасный по качеству источник подземных вод. Конечно, подготовительный этап, проведенный по всем правилам, будет стоить владельцу дома или земельного участка дополнительных денег, но все же овчинка стоит выделки.
Искал влагу с помощью… прутиков
Пенсионер Юрий Жданов из Кинешемского района столкнулся с непредвиденными проблемами уже после того, как вырыл скважину на принадлежащем ему участке. Глубину залегания водоносных жил он определил с помощью так называемого лозоискательства, когда для поиска воды используются ветки обыкновенной лозы. Метод, по его словам, сработал на все 100%: рамка из дерева сразу же показала место залегания грунтовых вод. Именно там Юрий Владимирович с помощью приглашенных мастеров и соорудил скважину, потратив на это около 50 тысяч рублей.
После этого он поставил насос и провел воду в дом, однако очень скоро выяснилось, что она не соответствует никаким требованиям. «Из крана лилась мутная жидкость со стойким запахом железа, — говорит мужчина. — Мы не решались использовать ее для приготовления пищи и даже для мытья посуды — только для технических нужд. Например, для полива огорода». После анализа в частной лаборатории, который обошелся семье еще в 10 тысяч рублей, выяснилось, что вода из скважины не проходит ни по санитарно-химическим (цвет, мутность, запах, содержание микроэлементов), ни по микробиологическим показателям (содержание бактерий и других микробов). Поскольку пути назад уже не было, Юрию Жданову пришлось докупить несколько дорогостоящих фильтров для доочистки. И сегодня его семья пьет вполне качественную воду, но во что им это обходится: более 100 тысяч рублей ушло на доведение скважины до ума плюс замена компонентов фильтра раз в 2-3 месяца (5-6 тысяч рублей дополнительно).
Возможно, избежать таких трат помогли бы геологоразведочные работы. Но не исключено, что и это бы не помогло, так как качество грунтовой воды в регионе вызывает вопросы.
Качество воды в нецентрализованных источниках водоснабжения (НИВ) области по данным управления Роспотребнадзора
2015 год | 2016 год | 2017 год | |
Количество человек, использующих колодцы (% от всего населения) | 170 268 (16,4) | 169 799 (16,5) | 131 904 (12,9) |
Несоответствие качества воды по зонам санитарной охраны (общее число НИВ (% несоответствующих)) | 5916 (33,6) | 5906 (34,3) | 5906 (36,8) |
Несоответствие по санитарно-химическим показателям (количество обследованных НИВ (% несоответствующих) | 271 (38,4) | 470 (19,3) | 556 (34,5) |
Несоответствие по микробиологическим показателям (количество обследованных НИВ (% несоответствующих) | 300 (50,3) | 568 (58,4) | 697 (41,6) |
Вылезти из болота пока не получается
Со временем все большее количество населенных пунктов Ивановской области подключается к централизованным источникам водоснабжения. И дело тут не только в глобальной урбанизации: маленькие колодцы и частные скважины в большинстве своем не соответствуют нормативам. Но, как выясняется со временем, не только они. Главная головная боль всех без исключения районов — это многократное превышение железа в любых пробах воды. Все дело в том, что многие населенные пункты региона расположены в болотистой местности. Эти особенности ландшафта способствуют накоплению определенных микроэлементов. Особенно остро с «железной водой» ситуация стоит в Приволжском, Комсомольском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и некоторых других районах.
Так, в Ильинском районе, по данным администрации, доочистки требует вода и из централизованных скважин, и из колодцев. Частникам в этом случае даже легче извернуться и поставить фильтры: ведь во многих деревнях коренного населения практически не осталось, большинство участков занимают дачники из Москвы, не имеющие материальных проблем. А вот если говорить о централизованных скважинах (их в районе 12), то здесь пробы фиксируют многократное превышение содержания железа.
Ситуация осложняется и тем, что у двух из четырех МУПов, обслуживающих скважины, истекает срок лицензии. Чтобы ее продлить, нужно привести качество воды в нормативное состояние, то есть построить станцию по обезжелезиванию воды. На эти цели, по словам начальника ильинского отдела муниципального хозяйства Сергея Ефремова, требуется не менее 5 миллионов рублей. Но бюджет таких денег не имеет.
Схожая ситуация складывается и в Комсомольском районе. Здесь, правда, проблем с лицензиями пока нет, но пробы воды также оставляют желать лучшего. По словам замглавы района Валентины Гусевой, когда-то проблему пытались решить своими силами: в начале 2000 годов в районе действовала программа «Чистая вода». Но обеспечивать финансирование по ней в одиночку район оказался не в состоянии: требовалась как минимум поддержка из регионального бюджета, поэтому со временем программу закрыли. Сегодня районные власти пытаются решить проблему своими силами, углубляя действующие скважины…
Дарья БОБРОВИЦКАЯ