Отказаться от ненужной страховки и вернуть себе — полностью или частично — заплаченную страховую премию можно будет в течение двух недель с момента заключения договора.…
Отказаться от ненужной страховки и вернуть себе — полностью или частично — заплаченную страховую премию можно будет в течение двух недель с момента заключения договора. Об этом мы попросили рассказать управляющего Отделением по Ивановской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Дмитрия Николаева.
— Дмитрий Викторович, «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки, увеличен до 14 календарных дней.
— Совершенно верно. И это указание Банка России вступило в силу 1 января 2018 года.
— То есть данный инструмент, которым регулятор постарался защитить права потребителей страховых услуг, доказал свою эффективность?
— Вы правы. Возможность в течение пяти рабочих дней вернуть полностью или частично уплаченную страховую премию появилась летом 2016 года и касалась практически всех популярных видов страхования, эффективно защищая права потребителей страховых услуг. Благодаря «периоду охлаждения» число жалоб в Банк России на навязывание дополнительных услуг при страховании неуклонно снижалось: по итогам III квартала 2017 года количество таких обращений уменьшилось в три раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
— Уточните, пожалуйста, является ли «период охлаждения» обязательным для всех страховщиков?
— Правила возврата страховых премий при досрочном отказе от договора страхования предусмотрены в специальном указании Банка России. В соответствии с ним по определенным видам добровольного страхования страховые компании должны включать в свои правила и договоры «период охлаждения». Иными словами, в правилах должна быть прописана возможность возврата уплаченной клиентом — физическим лицом — страховой премии при его отказе от договора в течение первых 14 календарных дней. По своему желанию страховая компания может продлить этот срок. Поскольку Банк России — главный надзорный орган для всех страховых компаний, данное указание для них обязательно.
— Вы сказали: по определенным видам добровольного страхования. На какие именно виды страхования это распространяется?
— Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; страхование от несчастных случаев и болезней; медицинское страхование. Кроме того, это страхование средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), страхование имущества граждан (кроме транспортных средств), страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и средств водного транспорта, страхование финансовых рисков и пр. Сложнее с каско: во-первых, при передаче автомобиля в залог банк может обязать вас застраховать его по каско, во-вторых, отсутствие каско в таком случае может повлечь дополнительные проблемы (например, штрафы или неустойки за отсутствие соответствующего полиса).
— А на какие виды страхования это не распространяется?
— Он не действует при оформлении добровольного медицинского страхования (ДМС) работающими в России иностранцами и лицами без гражданства, страховании выезжающих за рубеж, страховании профессиональной ответственности (нотариусов, адвокатов, оценщиков и других) и при оформлении «зеленой карты».
— Какая часть страховки возвращается, если отказаться от нее в течение «периода охлаждения»?
— Если вы подали заявление на отказ от договора до даты начала действия страхования, страховая компания обязана вернуть уплаченную страховую премию полностью. Если вы подали заявление на отказ от договора после даты начала действия страхования, страховая компания может удержать часть страховой премии пропорционально сроку действия договора.
— С чем связано увеличение продолжительности «периода охлаждения» с января этого года?
— Справедливости ради необходимо сказать, что многие страховщики давали клиентам на размышление больше пяти рабочих дней. К тому же часто граждане просто не успевали за пять дней подать заявление в страховую компанию и отказаться от страховки. А вообще две недели — это универсальный нормативно установленный срок для защиты прав потребителей. Например, в законодательстве для досрочного возврата суммы потребительского кредита и возврата товара определен именно 14-дневный срок.
— Давайте напомним нашим читателям, что необходимо сделать, чтобы вернуть деньги за страховку?
— Написать заявление о досрочном отказе от договора и вручить его страховой компании под роспись на вашем экземпляре в течение «периода охлаждения». В заявлении надо указать способ получения денег: наличными или по безналичному расчету на ваши реквизиты. Кроме заявления представляются договор и документ, подтверждающий уплату страховой премии. В течение 10 рабочих дней с даты получения заявления страховая компания должна рассмотреть его и вернуть вам деньги (при условии, что на дату отказа от договора не наступало событий, имеющих признаки страхового случая). Возврат страховщиком страховой премии осуществляется в полном объеме или частично, пропорционально сроку действия договора, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора. При отказе страхователя от договора по истечении «периода охлаждения» уплаченная страховая премия возврату не подлежит, если иное не предусмотрено условиями договора.
— Спасибо за разъяснения. И еще один вопрос, который требует уточнения: распространяется ли «период охлаждения» на страховки по кредитным договорам?
— Он действует для возврата страховой премии, уплаченной при заключении договора потребительского кредитования с оформлением страховки.
Подготовил Ю. ЕРЁМЕНКО