В Кремле поставили задачу провести президентские выборы без скандалов, соответствующие установки даны по всей вертикали власти. Эта установка дана полпредствам, силовым структурам, губернаторам, руководителям избирательных комиссий. Ключевых задач…
В Кремле поставили задачу провести президентские выборы без скандалов, соответствующие установки даны по всей вертикали власти.
Эта установка дана полпредствам, силовым структурам, губернаторам, руководителям избирательных комиссий. Ключевых задач три — выборы должны быть открытые, легитимные и без скандалов. Все незаконные технологии должны пресекаться, виновные в их использовании будут наказаны.
15 сентября ЦИК сообщила о возбуждении 12 уголовных дел, связанных с выборами. 20 сентября глава ЦИК Элла Памфилова отчиталась об отмене итогов голосования на девяти участках в Мордовии, Северной Осетии, Краснодарском и Алтайском краях, а также в Саратовской области.
Не должно быть нареканий
Главное, на что стоит обратить внимание в установках Кремля, — фраза «без скандалов»; она означает, что в публичной плоскости к выборам не должно быть вала претензий, считает политолог Николай Миронов.
Что касается открытости и легитимности, то «это мантра, которую произносят так давно, что никто уже не понимает ее значения».
«Легитимность, с одной стороны, — это результат, в котором удастся убедить людей. Но можно ли считать легитимными выборы, где все участники назначены главным кандидатом?» — рассуждает Миронов.
Кремль искренне хочет, чтобы эти выборы отличались от других, чтобы никто не усомнился в их результатах, уверен политолог Аббас Галлямов. Тем более что заниматься фальсификациями в ситуации высокого рейтинга Путина глупо, продолжает он.
«Но реальных механизмов контролировать чистоту голосования у администрации президента не так уж много. Да и власти на местах по-другомуработать не умеют, установки Кремля они воспринимают как ритуальные фразы, а потом идут и фальсифицируют», — полагает эксперт.
Что касается возбужденных по итогам последних региональных выборов уголовных дел, то это, с одной стороны, действительно тревожный звонок для фальсификаторов, а с другой — таких дел должно быть много, чтобы на местах поняли, что это не ритуальные слова, рассуждает Галлямов.
«Разве федеральные телеканалы много говорят об этих делах? Нет. Вот если будут рассказывать о них с такой же интенсивностью, как о том, что критики Путина — это агенты Госдепа, тогда, может, до властей на местах дойдет, что это серьезно», — резюмирует эксперт.
По материалам информ агентств.