Домой Газета «Последняя отдушина моя — пение…»

«Последняя отдушина моя — пение…»

Искренне признается 79-летняя Нина Федоровна Куликова, уже больше 35 лет она поет. Родилась Нина Федоровна в Кронштадте. Детство свое помнит плохо, не было ей и…

Искренне признается 79-летняя Нина Федоровна Куликова, уже больше 35 лет она поет.

Родилась Нина Федоровна в Кронштадте. Детство свое помнит плохо, не было ей и трех лет, когда началась война, самая кровопролитная война в мире — Великая Отечественная.

— По документам папа пропал без вести на фронте, а мама оказалась в тюрьме, сами понимаете было очень голодно, хотелось есть и из-за куска хлеба…, — вспоминает Нина Федоровна. — А потом, опять же по документам, детей, в том числе и меня, вывезли в Ленинград, подальше от границы как тогда казалось.

 

Детство

Спустя год, 1 марта 1942 года маленькую девочку Нину вместе с другими сиротами перевезли в Ивановскую область, в детский дом в городе Вичуга.

— И вот, что я отлично помню, как подходит ко мне воспитательница и говорит, что меня ждет мама и за ручку выводит к женщине. Семья Панифиловых… Вы знаете, они жили так плохо, очень бедно, — вздыхает пенсионерка. Отлично помнит она, как мыла ее на маленькой кухоньке в печке старая бабушка, — Я все время была одна, приемные родители постоянно были на работе, часто сидела на полу, застудила себе коленки на всю жизнь.

Вдруг Нина Федоровна смеется и, сама себя перебивая, рассказывает, как втихомолку в горнице съела сметану во всех кринках с молоком:

— Меня не ругали, нет, хотя с едой очень тяжело дело обстояло. А однажды мама выделила целый день и осталась со мной, хорошо помню, как мы вырезали лошадей из бумаги и наклеивали на окна.

Оказалось, что это был последний счастливый день в семье, и на завтра повели девочку Нину в другой детский дом в Фурманове. В первый же день она сбежала, но беглянку тут же вернули. А осенью пошла Нина в школу, в памяти отчетливо запечатлелись кадры, как идут они в школу, а мимо ведут пленных солдат.

 

Юность

В школе полюбила Нина Федоровна читать. Зачитывала книги буквально до дыр.

— Детский дом был двухэтажный, приходили истопники — растапливали печки. А читать было темно, так я — раз и открыла дверку у печки. Спиной повернулась и давай читать. После этого на всю жизнь со мной остались рубцы на спине и ниже. Я целый месяц лежала потом на животе. Исполнилось мне тогда 7 или 8 лет.

Сама Нина Федоровна удивляется до сих пор, как умудрилась выжить и не погибнуть в таком насыщенном детстве.  После такого неординарного случая перевели юную школьницу в другой детский дом-интернат под Шуей в селе Пустошь. 4 года провела она там и чуть не утонула на местной речке, спасла ее воспитательница, буквально вытащив за волосы из воды.

 Молодость

Следующий детский дом, куда перевели сироту, был в Савинском районе — село Щербино. Там Нина Федоровна окончила последние классы и в 19 лет отправилась на льно-фабрику в Кохму.

— Устроилась я туда мотолкой, но шумно было и трудно там работать.  Позже открылись очистные сооружения, и я перешла туда, очень мне там нравилось, правда, ходить было далеко, — вспоминает молодость Нина Федоровна.

 Жизнь

Потом события сменяли друг друга. Первая влюбленность. Авив Иванович, интересное имя в дань хорошим тогда отношениям с Кубой. Двое дочек с разницей в 4 года. А спустя 20 лет мирной жизни, на 43-м году, умер муж, от рака, старшая дочка Надя на 40-м году тоже умерла от рака.

— Не распознали на ранних стадиях и все, — печально говорит Нина Федоровна.

 Творчество

Когда был куплен дом, Нина Федоровна сразу пошла работать на завод в Кохме.

— А там уже был хор, куда я с удовольствием записалась. Назывались мы «Сударушки». 15 лет назад создались «Ивушки» и я записалась уже туда. С этими девочками мы сошлись сразу, поем душа в душу.

У истоков создания вокального ансамбля стояла Роза Алиевна Соболева, которая являлась автором слов и музыки многих песен, исполняемых ансамблем. Одна из них — известная всем жителям города песня с названием «Кохма», которую можно назвать гимном города.

— Вы знаете, какие мы с ней пели романсы… Ах, как я люблю романсы. Жаль, что не стало такого талантливого человека.

— Ниночка у нас серебряный голос нашего коллектива, любимая солистка, — отзываются о ней коллеги по творческому коллективу.

Скоро ансамбль будет отмечать свое 15-летие, и на сцене Дворца культуры вновь зазвучит звонкий голос Нины Федоровны Куликовой.

Беседовала Наталия ВОЛКОВА