Домой Газета Свято-Никольский храм — частичка православной России

Свято-Никольский храм — частичка православной России

Село Никольское Богородского сельского поселения. Это живописный уголок средней России, не отягощённый вычурными постройками, не оглушённый рёвом бесконечного потока машин. Центром является Святоникольский храм. На…

Село Никольское Богородского сельского поселения. Это живописный уголок средней России, не отягощённый вычурными постройками, не оглушённый рёвом бесконечного потока машин.

Центром является Святоникольский храм. На протяжении почти столетия, с момента его возведения и освящения, люди шли со своими горестями и радостями под своды храма, к образу святого Николая, Николы Вешнего, как зовут в народе всеми любимого и почитаемого чудотворца.

Немного истории

Село Никольское, лежащее среди пышных заливных лугов, на берегу живописной реки Молохты, никогда не считалось бедным. Вблизи проходили торговые пути в Иваново-Вознесенск и Шую, что, конечно, благоприятствовало развитию местной жизни.

Крестьяне занимались скотоводством, высевали рожь, овес, ячмень, сажали картофель. На карте Костромской губернии это было одно из тех редких мест, где при хорошем урожае дотягивали до новой жатвы на своем хлебе. При неблагоприятных летах прихожане закупали хлеб на хлебной пристани в Плесе, а с проведением Ивановско-Кинешемской железной дороги получили возможность делать закупки в Иванове.

Из дополнительных к земледелию занятий имело распространение ручное ткачество миткаля, которым занимались все женщины прихода. Со временем в Широковской волости, частью которой был Никольский приход, появилась своя прядильно-ткацкая фабрика (в д. Олюново), и большинство прихожан-мужчин, занимавшихся промыслами, стали работать на этой и соседних мануфактурах. Кроме прядильно-ткацкой фабрики в волости действовали овчинная мастерская и кирпичный завод.

Ещё до 1854 года, когда в селе была построена Церковь Николая Чудотворца по заказу помещика В.А. Молчанова, Никольское уже значилось селом, а следовательно, в нём уже был храм. Какой – мы, к сожалению, вряд ли узнаем, так как многие документы о Никольском не сохранились в архивах.

В церковной жизни каждого прихода особое место отводилось старосте. В этом смысле Никольскому приходу повезло. Иваново-Вознесенский купец Григорий Кузнецов, неутомимый и заботливый опекун Никольского храма, был старостой в конце XIX века. Он завершил и дополнил работу, начатую В.А. Молчановым. В 1886 году он подал на имя епископа докладную записку «о приобретении им в церковь разных вещей» и прошение о благоустройстве храма, в котором, в частности, сказано: «Никольский храм был устроен в 1854 году. При устройстве его предположено, чтобы в теплом храме были два Алтаря, по правую и левую сторону прохода в холодный храм. По недостатку средств, в свое время, устроен был один Алтарь, на правой стороне. Движимый усердием ко храму божию и желая увековечить память о царе-миротворце Александре 3-м, я изъявляю готовность на собственные средства с доброхотодателями устроить алтарь (и иконостас) с левой стороны теплого храма в честь Покрова Божией Матери, сверх сего, желаю вместо разрушившейся печи устроить новую изразцовую печь и снять старый колокол в 50 пудов с колокольни, как иззвонился и плохова качества …».

Старый колокол предполагалось продать на завод, а вырученные за него деньги пустить на устройство нового дома для Николаевской церковно-приходской школы. Во время подания прошения купцом уже был приобретен новый церковный колокол весом в 101 пуд 5 фунтов, вовсю шло и устройство дома для школы, производимое на земле никольских крестьян.

Школу Василий Григорьевич строил «по случаю исполнившегося трехсотлетия со Дня Рождения царя Михаила Федоровича, родоначальника благополучно царствующего Дома Романовых» и заранее испросил дозволения епископа по устройстве ее «поставить в помещении Икону во имя Феодоровской Божией Матери и два портрета – царя Михаила Федоровича и ныне благополучно царствующего императора Николая 2-го».

Колокол местный настоятель, благочинный округа, а за ним и епархиальное начальство продать не позволили, чем причинили обиду и ввели в еще больший расход купца А.Г. Кузнецова. Тем не менее, после разрешения недоразумений, были сделаны и новый иконостас и новая школа. Согласно акту освидетельствования произведенных работ, «Придел был устроен в левой стороне теплого храма, иконостас для него устроен новый из сосны, украшенный по местам резьбой, трехярусный, царския двери резныя. Престол устроен вышины 1 арш., длины и ширины 1 арш. 6 вершк.; жертвенник … высоты  1 арш. 4 верш. длины и ширины. Печь устроена из белого кирпича, круглая, крытая листовым железом. Здание для школы устроено на крестьянской земле, в 35 саж. от церкви, деревянное, 13 аршин ширины, 5 аршин высоты, крыто тесом … ; высота комнаты 4 аршина, в левой стороне отгорожено тесом помещение для учителей, печь русская с подтопком – из классной комнаты выложена изразцом, окон в доме 10 – все имеют по две рамы, дверь одна столярной работы. Все работы сделаны надлежащим образом и из доброкачественного материала».

Освидетельствование было произведено в ноябре 1897 года и, надо полагать, около того же времени новый придел был освящен, а школьный дом заполнился голосами юных прихожан.

Передан колхозу под склад

В архивном фонде Уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви по Ивановской области имеются сведения, что церковь как культовое здание не использовалась с января 1930 года. Заявлений от нового общества верующих, желающих взять церковь в аренду, не поступало. Никольский сельсовет ходатайствовал перед Иваново-Вознесенским горсоветом о закрытии храма и передаче здания местному колхозу под склад. На заседании комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при облисполкоме Ивановской промышленной области 15 апреля 1932 г. (протокол № 5) по вопросу о закрытии церквей в с. Сидоровском и с. Никольском Ивановского района постановили: «Принимая во внимание, 1. что верующие отказались от пользования этими церквями, 2. что ст.35 постановления «О религиозных объединениях» выполнена, 3. что колхозы этих сел нуждаются в помещении для склада сельскохозяйственных продуктов… договора расторгнуть и церкви, как молитвенные здания, ликвидировать с передачей их колхозам под зернохранилища».

Часть церковной утвари была разграблена, а сам храм осквернён. В 1960 году подвергся сильнейшему пожару. А затем местный председатель отдал приказание разрушить колокольню. Обгорелые остовы стен и груды битого кирпича – всё, что осталось от некогда прекрасного храма.  Возвращение

Новый батюшка появился в опустевшем Никольском в 2006 году, когда храм был возвращён Русской Православной церкви. Совсем молодой интеллигентный иеромонах казался сельчанам какой-то диковинкой. Косились, обсуждали: долго не выдержит. Село в глубинке, удобств нет, молодёжи раз-два и обчёлся, у стариков свои проблемы: безденежье, болезни. Так что сразу установить контакт с местными жителями у отца Нектария не получилось.

— Да и мне всё было непривычно, — рассказывает отец Нектарий. — У меня было какое представление: бабушки — верующие и добрые, они пирожки приносят, покушать пригласят. А в Никольском открылась совсем иная сторона, атеистическая. Сердца людские зачерствели за десятки лет безбожия. Многие просто отворачивались от священника, дескать, молод ещё учить. Конечно, были исключения – отзывчивые, добрые люди, но их можно было пересчитать по пальцам.

Особенно тяжело было новому настоятелю входить в храм. Это просто невозможно было назвать храмом: ни окон, ни дверей – одни проёмы. На уцелевшей кровле растут деревца, вьют гнёзда птицы. В углах здания пустые бутылки, банки, шприцы наркоманов…

С Божьей помощью

Ужас, уныние, отчаяние – далеко не полный перечень того, что родилось бы в душе любого, кто оказался бы на месте молодого настоятеля. Но горячая вера и желание возродить святыню, снова поселить в сердцах людей любовь к Господу ни на минуту не оставляли отца Нектария. Он молился непрестанно, повторяя себе, что с Божьей помощью всё получится.

— Начал я с того, что стал устраивать общие чаепития, и сам стал ходить к людям в гости, — вспоминает настоятель. — Общались за чашкой чая, и мне  задавали самые разные вопросы. Не только о Церкви, о Боге. Просто — о жизни. Надо к людям идти, тогда и они к тебе пойдут. Сердечная любовь не имеет границ. Постепенно люди начали в церковь приходить. И не только на чаепития — на Литургию.

Через некоторое время добрые семена дали свои первые всходы: сельчане сами потянулись к отцу Нектарию. Рассказывали о своих радостях и горестях. Охотнее приходили на богослужения. Кто-то стал помогать в уборке и устройстве внутренней части храма. Старушки угощали батюшку своей нехитрой снедью, приглашали в дом пообедать. По словам отца Нектария, раньше в селе праздновали светские праздники, сейчас празднуют церковные.

— И я своим стареньким прихожанам стараюсь обязательно подарочки сделать: да хоть плитку шоколада. Ведь так нужно им внимание. Тем более, многие старые люди — совсем одни, без родственников, — говорит отец Нектарий.

Конечно, немалую долю доверия и уважения от сельчан молодой настоятель заслужил тем, что не «сломался» в глуши. Более того, с возрождением прихода на селе стало гораздо меньше пьяниц. Заступничество Святителя Николая Чудотворца и сердечная молитва помогли многим завязать с пагубной страстью и начать новую жизнь.

Храм возрождался. Медленно, очень медленно, но верно и упорно. Появились окна, двери, была отремонтирована кровля. Руины всё больше приобретали облик храма, и люди охотнее тянулись под его своды. Здесь крестили детей и венчались – как много-много лет назад…

 — Я во всем вижу покровительство Святителя Николая. В крещении я Николай, село Никольское, храм Николая Чудотворца, — рассказывает отец Нектарий. – В нашем Храме хранится частичка мощей Святителя Николая Чудотворца. Да поможет Господь нам всем…

В летнюю пору, когда село оживает, и в нём раздаются детские голоса, отец Нектарий ощущает себя главой большой дружной семьи. Маленькие дачники всей душой привязаны к батюшке, он их наставник и старший друг, охотно отвечающий на вопросы, дающий советы и даже помогающий в их важных детских делах. Он любит природу и животных, знает так много интересного – от него совершенно не хочется уходить. Бывает, что детвора просто ходит по пятам за настоятелем, упрашивая дать какое-нибудь послушание по храму: принести, убрать, расчистить… Конечно, дело находится для каждого, и ребята выполняют всё с радостью.

Храм просит помощи

Святоникольский храм возрождается к жизни. Но для того, чтобы к нему вернулся его первозданный облик, чтобы он стал центром духовной жизни окрестных сёл, предстоит сделать ещё очень и очень многое. В первую очередь – это огромный объём ремонтных работ, поскольку частично храм ещё не восстановлен.

Сельчане помогают, чем могут, но этого мало. Если каждый из нас окажет посильную помощь хотя бы совсем малой суммой, со временем храм будет восстановлен. Братия и сестры, отзовитесь! Судьба частички православной России в наших руках.

Зоя САДОВСКАЯ