Понятие «домовая книга» знакомо практически каждому жителю частного сектора. Однако, к сожалению, многие домовладельцы не воспринимают ее как документ серьезного значения. Домовые книги зачастую подвергаются…
Понятие «домовая книга» знакомо практически каждому жителю частного сектора. Однако, к сожалению, многие домовладельцы не воспринимают ее как документ серьезного значения.
Домовые книги зачастую подвергаются перегибам, листы в них нередко измяты, порваны, испачканы, сложены в произвольном порядке, не пронумерованы. Кроме того, сами книги должным образом не прошнурованы, в них имеются неподтвержденные записи, исправления. Нарушений еще масса. О том, чем чревата такая хаотичность, расскажет директор кохомского МФ Наталья Веселова.
— Наталья Гарольдовна, горожане все чаще стали поднимать вопросы, касающимися ведения и хранения домовых книг. Пожалуйста, дайте разъяснения по этому поводу.
— Для начала расскажу о самой домовой книге. По сути, она — тот же «паспорт домовладения». Это официальный документ, выданный на конкретное жилое помещение с соблюдением установленной формы и требований, и предназначенный для фиксирования в нем сведений о зарегистрированных гражданах. Домовая книга содержит и архивные сведения о гражданах ранее прописанных в жилом доме. Все записи в ней заверены штампами и имеют правовое значение: у граждан есть не только права, но и обязанности. Отмечу, что порядок ведения домовой книги регулируется теми же законами, что и порядок ведения общегражданского паспорта гражданина РФ. Домовая книга подтверждает факт регистрации гражданина по тому или иному адресу. Необходима она для получения различных справок, предъявляемых по месту требования, к примеру, для оформления наследства, получения субсидий (они оформляются в нашем МФЦ). И, обращаю особое внимание: в Кохме домовая книга — это единственный документ, подтверждающий факт регистрации по месту жительства до 2012 г.
С недавних пор с «домовым паспортом» познакомились и некоторые собственники квартир, воспользовавшиеся своим правом осуществлять регистрационный учет (прописку-выписку) самостоятельно через органы УФМС.
— Расскажите конкретнее: какие требования предъявляются к ведению паспорта домовладения?
— В соответствии с пунктом 59 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ (приказ ФМС №208 от 20.09.2007 г.) установлены следующие требования по ведению, работе и сохранности домовой книги:
«При выдаче по письменному заявлению собственнику жилого помещения домовой книги она пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется бумажным оттиском печати органа регистрационного учета с фиксацией на последней внутренней странице записи: «В настоящей домовой книге пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 00 листов», которая подписывается выдавшим ее должностным лицом с указанием даты выдачи.
В случае утраты (порчи) домовой книги выдача новой домовой книги производится по заявлению собственника жилого помещения в письменной форме».
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №173 собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, являются лицами, ответственными за регистрацию в данных жилых помещениях. Следовательно, они в полной мере несут ответственность за ведение и сохранность домовых книг, а также за достоверность внесенных в домовые книги сведений.
К сожалению, многие жители не воспринимают «домовой паспорт» как документ серьезного значения. Домовые книги подвергаются перегибу, листы в них зачастую порваны, сложены в хаотичном порядке, нередко в них имеются неподтвержденные записи и исправления, сами книги не прошнурованы, в них не пронумерованы листы.
— Какие нарушения являются типичными при их ведении?
— К примеру, на титульном листе домовой книги указаны сразу несколько адресов домовладения. Подобное происходит в результате прошедшей ранее переадресации. Следующий момент — отсутствие штампов о снятии с регистрационного учета умерших. Кроме того, встречаются повторные записи о регистрации одних и тех же граждан без проставления штампа о снятии с регистрационного учета на предыдущую запись. Подобное возможно в случае смены фамилии, имени, отчества гражданина, либо при получении нового паспорта. Еще одно из типичных нарушений — отсутствие титульного листа домовой книги, страниц.
Во многом подобное отношение к домовым книгам обусловлено давностью их заведения и отсутствием правовой культуры населения. Но следует помнить: незнание законов не освобождает граждан от ответственности. Следует знать, книги в таком состоянии не могут быть использованы для получения справок. Ведь никому не придет в голову вырвать страницу из паспорта или ручкой вписать в него какую–либо информацию, внести исправления.
И еще сделаю акцент: следить за ведением домовой книги обязан именно собственник жилого помещения и никто иной. Сама домовая книга заводится именно на домовладение, следовательно, при смене собственника (купля-продажа, дарение, наследование) старый хозяин дома обязан передать книгу новому собственнику. Обязанность за сохранность и/или наведение порядка в документе переходит к новому собственнику.
— Если получена новая домовая книга, что делать со старой?
— В случае получения нового документа, старый не должен уничтожаться, он подлежит хранению как архивный документ.
Для приведения в соответствующее состояние информации о паспортно-регистрационном учете в частном секторе Постановлением №527 от 24.06.2014 г. администрацией г.о. Кохма рекомендовано собственникам индивидуальных жилых домов заключить с МФЦ г. Кохма соглашения о ведении паспортно-регистрационного учета. Таким образом, домовые книги сдаются в архив городского МФЦ на хранение с получением соответствующей расписки, все актуальные записи из «домовых паспортов» переносятся на поквартирные карточки и карточки регистрации граждан. Картотека ведется, как в бумажном виде, так и в электронном эквиваленте. Поэтому действия по регистрации или снятию с регистрационного учета граждан, по получению или замене паспортов, а также по выдаче справок в различные органы происходит в самое короткое время.
К примеру, очень часто поступают обращения от граждан о получении архивных справок по адресу. И если собственник жилого дома сдал в архив МФЦ домовую книгу, то для участия в приватизации бывший житель сможет получить справку о регистрации по адресу в 1992 г., просто обратившись в наш центр.
Но еще раз хочу напомнить нашим гражданам: домовые книги, имеющие нарушения в оформлении — не являются документом! Работники нашего МФЦ готовы принять их в архив, восстановить утраченную информацию и подтвердить существующую в органах УФМС. На сегодня в архив сдано уже свыше 2000 домовых книг и заключено более 3500 соглашений на обслуживание. Заключив соглашение с нашим центром, у населения появляется возможность получать услуги паспортно-регистрационного учета непосредственно в Кохме, в комфортных условиях, с минимальными затратами времени. Ждем всех по адресу: г. Кохма, ул. Октябрьская, д.38, т. 49-20-21.
Беседовала Ольга БАЛЯНОВА