В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные эксперименту по развитию курортной инфраструктуры и введению курортного (туристского) сбора. Соответствующий законопроект принят в первом чтении. Как известно, на…
В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные эксперименту по развитию курортной инфраструктуры и введению курортного (туристского) сбора. Соответствующий законопроект принят в первом чтении. Как известно, на начальном этапе курортный сбор должен появиться в 2018 г. в четырех регионах страны. Это Республика Крым, Алтайски, Ставропольский и Краснодарский край. Впоследствии эта практика должна распространиться и на другие регионы.
Однако остаются спорные вопросы, касающиеся введения нового сбора. Их и обсудили парламентарии с участием руководителей регионов и муниципалитетов, на территории которых будет проведён эксперимент.
Перспективы введения сбора в Ивановской области прокомментировал член думского комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Юрий Смирнов.
По словам депутата, один из спорных моментов касался размера самого сбора. «Первоначально называлась сумма до ста рублей с человека в сутки. Однако предложено в первый год сумму суточного сбора установить не выше 50 рублей, — говорит Юрий Смирнов. – До ста рублей размер сбора нужно доводить постепенно, опираясь, в том числе на объем туристического потока в том или ином регионе, муниципалитете. Нельзя забывать, что главная цель введения нового сбора, практика применения которого, к слову, весьма распространена в популярных у туристов странах, помощь муниципалитетам в развитии инфраструктуры и поддержании ее в нормальном состоянии».
Важным при обсуждении законопроекта о курортном сборе остается вопрос льготников. «Проектом закона предлагается освободить от уплаты курортного сбора детей, инвалидов и ряд других категорий граждан», — поясняет Юрий Смирнов.
Он добавил, что курортный сбор выводится из межбюджетных отношений. Предлагается в первый год действия 70 % оставлять в муниципальном образовании, 30 % — в бюджете региона, со второго года все деньги должны оставаться в муниципальном образовании. Размер сбора будет устанавливаться региональными органами власти.
Контроль за его расходованием должен осуществляться специально созданным общественным советом.
Пока не проработан критерий введения в том или ином регионе курортного сбора. «Наверняка, основным здесь должен быть объем турпотока. Применительно к Ивановской области: введение курортного сбора разумно начать на территории Кинешмы, Плеса. Но стоит ли вводить такой сбор в ряде других населённых пунктов региона? Этот вопрос актуален применительно не только к нашей области».
Много вопросов по администрированию сбора, в том числе как это делать по отношению к так называемым «диким туристам», которые останавливаются в частном секторе, палатках, которых иногда более 50% в общем объёме турпотока. Недопустимо, чтобы нагрузка по туристическому сбору легла только на организованные места отдыха – отели, дома отдыха, пансионаты.
Конечно, опасения, что введение сбора повлияет на турпоток и переориентирует туристов на ту же Турцию, Грецию и другие популярные направления, остаются. Однако введение такого сбора – объективная необходимость, считает депутат, приводя в пример Плес. «В высокий сезон здесь турпоток заметно увеличивается, в связи с чем, резко вырастает нагрузка на инфраструктуру города. А ресурсы поддержания ее в надлежащем состоянии остаются на прежнем уровне, и без дополнительных источников финансирования развивать и сохранить этот сектор сложно».
Подводя итог, Юрий Смирнов сообщил, что ко второму чтению законопроект о курортном сборе следует серьезно доработать. «Закон должен устраивать всех участников туристического рынка, максимально удовлетворяя их интересы», — добавил депутат.
Из статьи первого заместителя руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Андрея Исаева, опубликованной в сегодняшнем номере «Российской газеты»:
На этой неделе Государственная Дума рассмотрит во втором чтении важный законопроект, который предусматривает введение курортного сбора, то есть платы за пользование туристической инфраструктурой, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Крыму. В эти субъекты Российской Федерации ежегодно приезжает особенно большое количество отдыхающих. И зачастую в муниципальных бюджетах не хватает средств для того, чтобы содержать в порядке имеющиеся лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные и прочие рекреационные объекты. Поэтому в четырех вышеназванных регионах предлагается провести эксперимент: дополнительно взимать с туристов небольшую сумму денег и направлять ее на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание, благоустройство и ремонт курортной инфраструктуры. Отмечу, что такая схема действует во многих западных странах. После 2022 года по итогам эксперимента будет принято решение о распространении лучшего опыта на всей территории России или об отказе от его внедрения.
Соответствующий законопроект был принят Госдумой в первом чтении в конце июня. Однако парламентские слушания, проведенные в понедельник, показали, что он нуждается в очень серьезной доработке.
Во-первых, ко второму чтению была подготовлена поправка, согласно которой со второго года проведения эксперимента все деньги, собранные в рамках курортного сбора, должны зачисляться не в региональные, а в местные бюджеты. При этом в первый год действия закона в бюджеты субъектов Федерации планируется направить 30% полученных средств, поскольку региональным властям придется провести огромную организационную работу.
Во-вторых, курортный сбор не должен быть слишком обременительным для граждан. Правительственный законопроект в первоначальной редакции устанавливал максимальную ставку на уровне 100 рублей в день. Предлагается поправка, по которой в первый год существования сбора он не может быть больше 50 рублей в день.
В-третьих, необходимо включить в закон специальную норму, согласно которой средства курортного сбора не будут учитываться при рассмотрении вопроса о бюджетной обеспеченности регионов.
В-четвертых, во всех четырех субъектах Федерации должны быть созданы общественные советы, которые будут осуществлять контроль за целевым расходованием средств, полученных от курортного сбора, и участвовать в подготовке связанных с этим нормативных актов как на региональном, так и на местном уровне.
В-пятых, за рамки закона надо вывести несовершеннолетних детей: они не должны являться плательщиками сбора.
В-шестых, предлагается ввести закон в действие с 1 мая 2018 года, поскольку субъектам Федерации нужно время на подготовку региональных законодательных актов. Кроме того, у нас появится почти год на широкое обсуждение нормативных документов и создание общественных советов.
В-седьмых, министерство, ответственное за проведение эксперимента, ежегодно должно отчитываться о ходе его реализации не только перед правительством, но и перед Государственной Думой.
Сейчас в доработке законопроекта принимают активное участие и представители регионов, и профсоюзы, и другие заинтересованные лица. Все их предложения обязательно будут рассмотрены. Более того, по итогам исполнения закона в 2018 году целесообразно провести еще одни парламентские слушания и обсудить, возникли ли какие-нибудь проблемы, необходимо ли вносить дополнительные изменения в законодательство. Уверен, что вместе нам удастся создать систему, которая будет способствовать сохранению и развитию российских курортов.