О Владиславе Спиридоновиче Кучерове в селе Чернореченский знают все. Человек, прошедший войну, ведущий активную жизнь на пенсии, сделавший так много в трудовой деятельности в послевоенные…
О Владиславе Спиридоновиче Кучерове в селе Чернореченский знают все. Человек, прошедший войну, ведущий активную жизнь на пенсии, сделавший так много в трудовой деятельности в послевоенные годы — является гордостью среди жителей и пользуется большим почётом.
Звонок в дверь. На пороге меня встретил 86-ий дедушка с живыми, блестящими глазами. В его доме оказалось очень уютно: всё чисто и аккуратно, на кухне посвистывал чайник, где-то в другой комнате не умолкал детский смех. У Владислава Спиридоновича очень большая семья: 14 внуков.
За чашечкой чая Владислав Спиридонович рассказал мне много интересного о своей судьбе. Я ловила каждое его слово и потеряла счёт времени за нашей беседой.
Юный герой
Родился Владислав Спиридонович в 1931 году, в семье бухгалтера и агронома. Войну встретили под Киевом, где и жили тогда, 22 июня 1941 года. Когда город бомбили, семья оказалась всего в 15 км от опасного места. Удар пришёлся на завод «Большевик», выпускавший военную продукцию.
— Правда, макет завода заранее был выстроен в другом месте, а настоящий, замаскированный, не пострадал,- хитро пояснил Владислав Спиридонович.
До августа Владислав с семьёй оставался в Киеве, до момента пока его матери не стали приходить угрозы: «Попрыгаете ещё под немцами». Нужно срочно что-то предпринимать.
Уже в 9 лет, на плечи Владислава легло первое, ответственное военное задание. Тогда ребят, таких же, как он, собирали в группы по 5-6 человек и давали им различные задания. Отряду, куда попал Владислав, была поставлена задача: выявить диверсантов. Все ребята старались, как могли, каждый из них хотел помочь нашей стране, ну и, конечно же, стать самым настоящим героем и защитником.
Случались на войне и разные интересные случаи. Владислав Спиридонович рассказал мне о нескольких из них:
— У нас был очень большой совхоз — 5 000 свиней, маточное поголовье и те, что шли на откорм. Мясо шло в Киев и в военные части. Диверсанты постоянно старались отравить свиней, используя при этом самые разные способы. И вот как-то раз мы поймали одного такого диверсанта. А дело было так…
Летом у нас все свиньи гуляли на улице, но нас строго предупредили – Никто не должен приближаться к животным. И тут мы увидели человека, в белом халате, который нарушил это правило. Мы сразу же сообщили старшим товарищам, нарушителя сразу задержали. У диверсанта нашли яд, которым он готовился отравить свиней. Это был первый случай, когда мы могли гордиться своей работой.
Второй случай был более забавным. Мы с ребятишками гуляли на улице и вдруг заметили идущего по канаве разведчика-диверсанта, который шёл с торбочкой, в которую он складывал срезанную ножиком траву. Заметив нас, он подходит и спрашивает:
— Ребятки, не видели ли вы здесь проезжающих мимо длинных машин?
Ну, мы тут же смекнули, что да к чему. Поняли, что он ищет дислокацию военных частей и тут же позвали старших товарищей. Его тут же задержали и начали допрашивать. Тот начал оправдываться, говорить о сборе урожая, о том, что ничего плохого никому не сделал. Старшие ребята не поверили его словам и тут же потребовали документы.
— Ну что вы, ребятки, да какие же у меня документы? Я простой человек, с собой не ношу паспорта, проходил мимо, не трогал никого. Рвал травку для кроликов. — хлопая глазами, жалобно распинался незнакомец.
А братишка мой, Григорий, смотрит на него внимательно и тихонько меня локтем толкает. Смотрю — а у незнакомца то нашего ус отклеился. Ребятки его схватили за бороду – а перед ними парнишка 20-25 лет, немец! — закончил заливаясь звонким смехом Владислав Спиридонович, вспоминая свои юные годы.
Помню также, как задержали однажды мы трёх военных. Все заседания у нас проводились на улице, за круглым столом, под большим и ветвистым дубом. Подошли мы туда с ребятами, смотрим – трое военных стоят. Мой наблюдательный братишка шепчет мне:
— Смотри, у него на одной стороне три шпалы, а на другой только две.
Это было странно. Командиры – люди очень аккуратные и не могли допустить такой оплошности. Было и ещё кое-что, что насторожило нас. Обычно, военные были очень добры к нам, а эти лишь сверлили нас строгим взглядом и ворчали. Мы сразу почувствовали — происходит что-то странное. Незамедлительно доложили обо всём старшим.
Этих троих сразу отвели к тому, кто нами командовал и тот потребовал документы. У незваных гостей их с собой не оказалось. Позже нам объявили благодарность за помощь в поимке шпионов-диверсантов.
Самое страшное воспоминание
Чуть позже отца Владислава призвали в армию, а ему с семьёй предстояла эвакуация из города. Отправили их по Днепру, на пароходе. Этот момент запомнился Владиславу Спиридоновичу как один из самых страшных эпизодов его жизни. Немцы бомбили баржи, одна из которых сильно пострадала. На ней было очень много детей, которые погибли на глазах, тогда ещё мальчиков.
Немцы бомбили все пароходы. Когда семья Кучеровых прибыла к Днепропетровску, их пересадили на открытые платформы. Погода была в тот день отвратительная — холодный дождь и ветер били по лицу, небо хмурилось тучами. Для вражеских самолётов, люди, плывущие на платформах, были легкой мишенью. Немцы, не испытывая жалости, без остановки поливали из пулемёта. Остаётся только представить насколько это было страшно. Некоторые успели укрыться одеялами песочного цвета, также поступила и семья Владислава. Только благодаря этому им удалось спастись.
Перед Ростовом, по семье Кучеровых ударило ещё одно страшное событие. От коклюша умер 11-месячный братишка Владислава. Его мать, страдающая пороком сердца, с трудом приняла эту утрату. Владислав и Григорий пытались ободрить её как могли:
-Ну, мы то, у тебя ещё есть. Мы – живы.
Затем, отправились в госпиталь Иваново, на поезде вместе с ранеными. Именно там жила вся наша родня. Первым делом, Кучеровы отправились к бабушке Владислава. Когда та открыла его матери дверь, то не признала в исхудавшей и измученной женщине родной дочери:
— Вам что, гражданочка?
После того как всё-таки они вошли в дом, у матери отказала речь на долгих три месяца. С того момента началась наша мирная жизнь.
Отец Владислава, возглавлявший партизанский отряд, пропал без вести. Мать устроилась работать на фабрику в подсобное хозяйство, затем в 1944 году семья вернулась в Киев. После 1948 года Владислав Спиридонович уехал снова в Иваново. Тут же закончил школу, техникум, позже отслужил в армии 5 лет, поступил в сельхоз. институт, а потом продолжил трудиться в Учхозе ИСХИ. Работы было много: уборка, сбор урожая, работа в сфере животноводства.
Произошло и ещё одно страшное событие. Георгий работал в Виннице, начальником Дома офицеров. Там, к сожалению, и случилась трагедия. Произошёл газовый взрыв в доме, из-за которого брат Владислава обгорел настолько сильно, что врачи не смогли его спасти.
Фирменный рецепт долголетия
В настоящее время, Владислав Спиридонович — богатый дедушка. Его богатство — 7 детей и 14 внуков. Еще он — активный общественный деятель. Он помогает обществу инвалидов, спортсменам. В 2015 году Владислав Спиридонович стал старейшим гонщиком на лыжне России. Выйдя на пенсию, он ещё шесть лет отработал главным агрономом в совхозе «Вергуза», а в 2012 возглавил профком Учхоза.
В свои 86, Владислав Кучеров выглядит на отлично. Секрет железного здоровья и отличного настроения прост и стар как сама вечность. Каждое утро Кучерова начинается со ста приседаний, бега, отжиманий и подтягиваний на перекладине. Не забывает спортсмен и об умственной деятельности: читает много книг, сочиняет сказки для любимых внучат.
Мы желаем Владиславу Спиридоновичу крепкого здоровья, долгих лет жизни, и конечно говорим ему спасибо за мирное небо над головой!
Алина Колчина