Вот и наступили теплые деньки. Совсем скоро ивановцы и кохомчане откроют пляжный сезон. Для спасателей начнется горячая пора. В преддверии пляжного сезона мы встретились с…
Вот и наступили теплые деньки. Совсем скоро ивановцы и кохомчане откроют пляжный сезон. Для спасателей начнется горячая пора.
В преддверии пляжного сезона мы встретились с лучшим государственным инспектором по маломерным судам Ивановской области (по итогам прошлого года), руководителем группы патрульной службы Центра ГИМС Сергеем Смоляковым.
— Сергей Борисович, в чём заключается работа инспектора?
— Мы проводим работу по обеспечению надзора за соблюдением правил пользования маломерными судами на водном объекте, базами (сооружениями) для стоянки маломерных судов, пляжами. Взаимодействуем с администрациями муниципальных образований, школами, и т.д. по вопросам профилактики происшествий на воде и многое другое.
— А чем вооружены инспекторы?
— По аналогии с ГИБДД у нас имеются на вооружении карманные компьютеры, в которые занесены зарегистрированные суда. Так же, как и автомобиль на дороге, любую лодку на воде можно «пробить» по номеру либо по фамилии её владельца. Так что обмануть инспектора, мол, забыл документы на лодку дома, не получится. Лучше вовремя оформить документы.
— Были тревожные случаи?
— Были. Например, года три назад произошёл такой случай. Мы патрулировали в обычном режиме. Издали увидели покачивающуюся на середине реки «казанку» (моторная лодка, изготовленная на авиазаводе им. С. П. Горбунова в Казани), в которой находилось четыре человека без спасательных жилетов. Более того, она была чем-то перегружена. Причём так, что её транец, к которому крепится подвесной мотор, был на одном уровне с водой. В таких случаях малейшая волна или неловкое движение пассажиров могут привести к затоплению плавательного средства, а глубина в том месте была не менее десяти метров.
Наши опасения вскоре подтвердились. Люди, находящиеся в лодке, нам начали подавать тревожные сигналы руками. Когда мы подошли к ним, то лодка была уже наполовину затоплена. Мы подцепили «казанку» и начали эвакуировать рыбаков на наш борт. Как только первый мужчина начал перелезать к нам, рыбацкая лодка дала крен и вода мощным потоком хлынула внутрь. Операция по спасению горе-рыбаков прошла успешно. Все четверо были доставлены на берег.
— А чем лодка была перегружена, рыбой?
— Нет. Не успели наловить. Неопытные рыбаки неправильно рассчитали грузоподъемность лодки или вовсе её не знали. Сами пассажиры были увесистые мужики, да ещё загрузили в «казанку» много сопутствующих рыбалке вещей, плюс ещё они взяли про запас полную канистру с бензином. А вот о своей безопасности не подумали — спасательные жилеты оказались для них балластом. Как потом выяснилось, один из рыбаков не умел плавать.
— Сергей Борисович, какая самая частая причина трагедий на воде?
— Думаю, что многие мои коллеги согласятся, что одна из самых частых причин трагедий на водоемах — это человеческая самонадеянность. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными. Поэтому, в преддверии начала купального сезона, я напоминаю всем отдыхающих: «Даже если вы прекрасно плаваете, это не даёт гарантии безопасного отдыха на воде. Вода ошибок не прощает, она не терпит баловства!»
Александр НАЙДЕНОВ
Фото из архива Сергея СМОЛЯКОВА