Возлюбленные о Воскресшем Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! По милости Божией мы вновь сподобились великой радости — встретить…
Возлюбленные о Воскресшем Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
По милости Божией мы вновь сподобились великой радости — встретить праздник Светлого Христова Воскресения. Ликует мир, залитый пасхальным светом. Радуются вместе с людьми незримые ангельские силы, трепещут демоны, сокрушены и повержены врата ада.
В эту всерадостную и спасительную ночь каждый из нас становится свидетелем торжества жизни над мраком вечной погибели.
В книге Деяний святых апостолов мы читаем о Христе следующие слова: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2, 24).
Еще в ветхозаветные времена, предвосхищая будущее воскресение Сына Божия, пророк Осия восклицал: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14). Святитель Иоанн Златоуст в своем слове, ежегодно оглашаемом во время пасхальной заутрени, повторяет это вопрошание и отвечает аду: «Воскрес Христос — и ты повержен».
В Откровении апостола Иоанна Богослова Господь говорит о себе: «Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1, 17-18).
Как эти слова связаны непосредственно с нами, разъясняет апостол Павел: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 4-5).
Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии приводит такие слова нашего Спасителя: «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). И здесь же Христос говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10).
Именно в храме за Божественной литургией, в Причащении Святых Христовых Таин, соединяясь с Воскресшим Господом, мы сподобляемся этой полноты подлинного бытия.
Но, оглядываясь на повседневную жизнь людей, называющих себя православными христианами, на нашу историю, можно с горечью спросить — где же этот избыток, где торжество добра и правды? Почему в окружающем нас мире остается так много зла и греха? Разве смерть не продолжает царствовать, не уносит в могилы все новые и новые поколения?
Преподобный Симеон Новый Богослов, живший тысячу лет назад, отвечал на эти вопросы так: «Кто не воспринял еще и не увидел воскресения души своей, тот мертв. Прежде же чем душа соединится с Богом, она бывает слепа, бесчувственна. Претерпевает же это от маловерия и безверия. Если бы верила, что есть суд и мука вечная, не стала бы в суете растрачивать жизнь свою, но бросила бы все и начала творить свое спасение, и дошла бы до оживления и воскресения своего».
Именно хладность и себялюбие не дают нам воспринять в полноте дары Пасхи Христовой. Зачастую мы остаемся христианами только в храме, даже не пытаясь обустроить свои семьи на основе евангельских заповедей, не делая церковные таинства постоянным спасительным источником ежедневного существования.
В итоге это приводит к страшным историческим трагедиям, чему ярким примером служат события 1917 года. Отход от веры не только образованного общества, но и части простого народа, меркантилизм и стяжательство, безответственное политиканство закончились тогда крахом Российской империи, гибелью миллионов людей, разрушением Божиих храмов и самих основ национальной жизни.
Но Господь говорит о своей Церкви: «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). В страшную эпоху гонений на веру в нашем Отечестве просиял сонм новомучеников и исповедников. Их подвиг состоит в полном самоотвержении и устремленности ко Христу. Православное предание сравнивает кровь мучеников с семенем Церкви. Церковь выстояла, а вместе с ней выстояла и наша страна. Это ли не свидетельство того, что торжество жизни над смертью для православного христианина возможно всегда, лишь бы он сам стремился быть с Богом!
Воскликнем же, обращаясь к Воскресшему Господу вместе с преподобным Симеоном Богословом: «Ты — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — рай зеленеющий. Ты — хлеб жизни. Ты — питие совершенно новое. Ты — вода жизни, Ты для каждого из святых — светильник неугасимый, Ты радость и упокоение, Ты утешение и слава, Ты веселие, Ты и радование. Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово»!
Пусть же видение этой жизни и полноты, даруемой Светлым Христовым Воскресением, всегда пребывает с каждым из нас!
Дорогие отцы, братья и сестры! Вновь и вновь поздравляю вас со светоносным праздником Пасхи Христовой и восклицаю вместе с вами:
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Иосиф, глава Ивановской митрополии, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский