«Были бы дни всегда длинными, а в сутках — часов тридцать, а то и сорок», — так шутливо мечтает героиня этой зарисовки. Все женщины (за…
«Были бы дни всегда длинными, а в сутках — часов тридцать, а то и сорок», — так шутливо мечтает героиня этой зарисовки.
Все женщины (за редким исключением) любят побаловать домашних своей выпечкой, и все домашние (за редким исключением) предпочитают не покупные пироги и ватрушки, а испеченные в родной духовке.
Предлагаем читателям несколько рецептов жительницы села Ново-Талицы Н.В. Карпычевой, а предложила газете встретиться с этой замечательной женщиной председатель районного совета ветеранов О.И. Крамская. «И повод есть, — сказала Ольга Ивановна, — на днях у Надежды Вячеславовны был день рождения. Давайте поздравим такого замечательного человека через газету».
Давайте поздравим! Уважаемая Надежда Вячеславовна! Редакция газеты «Наше слово» присоединяется к поздравлениям и тоже желает Вам добра, здоровья и успехов во всех делах!
О её шарлотках и ватрушках доводилось слышать в райсовете инвалидов, центре соцзащиты, Новоталицкой центральной библиотеке. И везде подчеркивали, что она — человек необыкновенной доброты, любит, а, главное, умеет вкусно готовить. И в гости ездит всегда с подарками, то есть со своими пирогами.
— Как Вы их готовите, Надежда Вячеславовна?
— Как умею. Вернее, как мама и бабушка учили, так и делаю. Учили не торопиться, готовить с любовью, угощать соседей.
Пирог «Подарок мужу»
Для теста: шесть столовых ложек муки, три яйца, 200 граммов майонеза и столько же сметаны, разрыхлитель (или четверть чайной ложки гашеной соды), чуток соли. Все тщательно перемешать или взбить миксером.
Начинка №1. Капуста, тушеная на растительном масле с добавлением сливочного (совсем немножко), 3-4 вареных яйца, соль. Не пересолить, иначе начинка получится невкусная.
Половину теста выливаю в сковороду и ложкой очень аккуратно раскладываю и разравниваю начинку. Заливаю остальным тестом и отправляю в духовку.
Начинка №2, или Пирог «Ум отъешь». Так сказали однажды друзья, и с тех пор название приклеилось. Когда звонят и просят приготовить его, просто говорят: «Испеки «Ум отъешь», вечером придем».
Отваренный в подсоленной воде и остуженный рис равномерно распределяю на первой половине теста в сковороде, на рис — припущенный до полуготовности лук, на лук — рыбу. Некоторые берут консервы. Я готовлю рыбу сама заранее. Покупаю филе, мелко режу, солю, перчу и кладу под гнет на 2-3 часа. Выкладываю на салфетку, чтоб обсушить.
Итак, на лук кладу рыбу, заливаю второй половиной теста и выпекаю.
Шарлотка фруктовая
Два больших или четыре средних яблока крошу тонкими ломтиками (режу яблоко на четыре части, потом каждую часть еще на три и тонко нарезаю поперек). Это чтобы яблоки лучше пропеклись.
Тесто: три яйца, один стакан песку, один стакан муки, разрыхлитель и ванилин по щепотке. Яйца, песок и плюс две столовых ложки сметаны или майонеза взбиваю, добавляю разрыхлитель и ванилин, еще раз взбиваю, высыпаю муку и все тщательно перемешиваю. Выкладываю на противень или в большую сковороду яблоки, заливаю тестом, сверху распределяю стакан ягод — любых, какие есть в морозилке. Если хотите сделать из них рисунок, то ягоды надо выкладывать на пирог в стадии полуготовности и потом допекать, иначе они провалятся в тесто.
Ватрушка «Любимая»
Тесто: одно яйцо, по четыре столовых ложки муки, сахарного песку и майонеза, разрыхлитель или гашеная сода.
Творог: 400 граммов творога, одно яйцо, песок по вкусу и ванилин, если любите.
Тесто должно быть, как густая сметана. Выливаюего в сковороду. Очень аккуратно ложкой выкладываю творог, осторожно разравниваю по всему тесту и сверху смазываюмайонезом или сметаной (три чайных ложки), в которую добавлено чуть-чуть соды.
Творожное печенье
Одно яйцо, одна пачка творога, одна пачка маргарина или сливочного масла, два стакана муки, четверть чайной ложки гашеной соды. Масло или маргарин разогреваю до размягчения, все перемешиваю и скатываю все тесто в шарики. Кладу их в холодильник на 15-29 минут. Потом каждый шарик раскатываю в тонкий пласт. Одну его сторону обмакиваю в песок и складываю пополам сахаром внутрь. Еще раз обмакиваю одной стороной в песок и снова складываю пополам сахаром внутрь. И еще раз все так же. Кладу на противень песком вверх. Выпекаю.
Велики ли шарики? Я делаю с перепелиное яйцо. Тогда после выпекания получается целая горка печенья.
Кстати, однажды я забыла положить соду. Испекла, попробовала — нет, такого печенья не хочу. Высыпала все в пакет, пошла в магазин за хлебом, а пакет повесила у мусорки, где вещи вывешивают. Иду обратно — его уж нет, кому-то и без соды понравилось. На здоровье!
— Еще говорят, что Ваша селедка под «шубой» необыкновенно вкусна. В чем секрет?
— Нет никакого секрета. Ну, может только в том, что делаю её всегда с превеликим удовольствием, не торопясь. Сам процесс послойного укладывания нравится.
Селедка под «шубой» с белой «шапкой»
Селедку режу мелко, ровно распределяю на дне салатника. Затем лук, мелко-мелко порезанный и чуть пожамканный. На него — картошку или малюсенькими кубиками, или через крупную терку. Промазываю майонезом. Следующий слой — измельченная через крупную терку свекла. На нее — майонез, но немного. Посыпаю натертым вареным яйцом, затем натертым же твердым сыром и, наконец, грецкими орехами, истолченными в ступке.
Морковь никогда не кладу, считаю, что она портит вкус такого блюда.
Да, еще обязательно надо поставить в холодильник на ночь или на день, чтобы этот салат пропитался и хорошо остыл.
Если в сердце живет красота
На всех районных выставках народного прикладного искусства уже давно непременно бывают и работы Н.В. Карпычевой. Её вышивка атласной лентой привлекает внимание нарядностью и гармонией цвета, а также тщательностью работы. На изнаночной стороне нет узлов и «хвостиков», как иногда бывает у торопливых мастериц.
«Начала с простого, — рассказывает Надежда Вячеславовна. — Вышивала букеты цветов. Атласная лента сама по себе красива, а в разноцветном сочетании — особенно, мне казалось, что букеты прямо радостью светятся. Я столько вышивок раздарила — не сосчитать. На праздники, дни рождения, да и просто так. Потом сообразила оставлять себе на память фотографии. Вот их уже сколько, целый альбом!
А однажды участвовала в областной выставке и обратила внимание, что свои работы многие тут же продают. А что ж, думаю, мне не попробовать, денег на материал так не хватает. Я ведь на инвалидности, пенсия невелика, да младшая дочка — еще студентка, учится в экономическом университете на очном отделении. Она, правда, у меня молодец. Почти всю одежду себе шьет сама. Но ведь ткань еще купить надо…
Как раз вошла в моду вышивка лентой на гобелене по готовому рисунку. Купила большой холст, на нем — дом в саду, к дому ведет дорожка, с обеих сторон цветы. Но рисунок весь какой-то смазанный, серый. Долго я делала эту работу. С цветами легко справилась, но посмотрела издали — нет, какая-то неживая картина. Нарисовала простым карандашом летящих птичек на небе и вышила их бисером. Ага, уже лучше. Бисером же сделала ягоды на заднем плане, за цветником, а еще «посадила» на цветок бисерную бабочку. Заиграла картина! Взяла её на очередную выставку в Иваново. Рядом со мной мужчина расположился, художник. А мне захотелось на другие работы посмотреть. Попросила соседа приглянуть, отошла. Возвращаюсь, а этой моей большой вышивки нет. Продал, говорит. И протягивает мне… три с половиной тысячи! Я чуть в обморок не упала. А он объясняет: «Мода сейчас на уникальные вещи ручной работы. Дама взяла, для интерьера».
Так что теперь я не гнушаюсь выполнять заказы. Из-за инвалидности (роды дочкой были очень тяжелые) дачу пришлось продать. В те времена она почти ничего и не стоила. А я выросла в частном доме, душа тянется к земле. Вот и развела здесь под окном цветник. Большой получился. Сначала многолетников насажала, а хочется и однолетних. Они радуют с весны до поздней осени и зеленью, и бутонами. Хорошо, что живем на первом этаже, поливать удобно».
Остановись, мгновение…
Рассматривая альбом, я обратила внимание на фотографию осеннего букета из кленовых листьев. Чем дольше рассматривала, тем интереснее она казалась. Почему — поняла после объяснения автора. «Клен вон под тем окном растет, — рассказала Надежда Вячеславовна. — Я каждый день любовалась, потом подумала, что скоро ведь вся эта красота закончится, ничего не останется. Насобирала листьев, заложила их между страницами книг и пошла к соседке. Она как раз из леса вернулась, с грибами. У меня сразу в голове картинка возникла: кленовые листья, веточка и грибы. Соседка дала три беленьких, подосиновик, два подберезовика. Вернулась я домой и давай скорее это мое видение воплощать. Вот оно на фотографии, смотрите. Обратите внимание, все до одного листика разные по окраске. Приклеены к легкой потолочной плитке, а грибы стоят в прозрачной пластмассовой коробочке. Красиво ведь?»
Очень красиво, соглашаюсь я, и почему-то этот осенний натюрморт вызывает радость и грусть одновременно. Вот ведь как, поэзия и философия здесь рядом, но автор об этом и не думает, это у него в сердце живет.
Все успевает
У Надежды есть еще альбом. Фотографией увлеклась три года назад и вот уже целая копилка необыкновенной красоты. В ней снимки тех чудес, которые Надя находит в природе. Смотришь — душа радуется. Надо же так запечатлеть цветущий лесной ландыш и капельки росы на листьях!
Когда же успевает эта милая женщина дом вести, вышивать, участвовать в местном центре соцзащиты во всех мероприятиях, дружить с центральной библиотекой? Да еще по состоянию здоровья приходится нередко наведываться в поликлинику.
Зимой еще ничего, говорит она, а летом так хочется, чтобы дни были еще длиннее. Сколько всего хорошего сделать можно!
Галина ДЕМИДОВА