Домой Газета Стальные когти «Кречета»

Стальные когти «Кречета»

В Ивановском районе, рядом с деревней  Иневеж, состоялся IV открытый фестиваль исторической реконструкции «Кречет». В фестивале приняли участие военно-исторические объединения и организации, специализирующиеся на реконструкции…

В Ивановском районе, рядом с деревней  Иневеж, состоялся IV открытый фестиваль исторической реконструкции «Кречет».

В фестивале приняли участие военно-исторические объединения и организации, специализирующиеся на реконструкции костюма, вооружения, доспехов и снаряжения Руси, Западной Европы и Золотой Орды XIII — XIV веков — военно-исторические клубы «Мономах» (Ивановский район), «Харалуг» (г. Иваново), «Русская дружина» (Лежневский район), «Восток» (Тейковский район),  «Стольный град», «Пламя и сталь», «Ирбис» (г. Владимир) и другие. Официально подали заявку на участие в фестивале более ста человек.

 Побывали в средневековье

Обстановка лагеря позволяла участникам и гостям фестиваля окунуться в настоящее Средневековье. Гости фестиваля, собравшиеся на Ивановской земле, увидели сражения пеших отрядов, историческую реконструкцию средневековых боев, демонстрацию старинного оружия, соревнования между клубами по преодолению полосы препятствий, турнир лучников (стрельба с 35 м.), метание сулиц (с 20 м.), точное  рассекание мечом и топором предметов, историческую викторину и, конечно же, пеший турнир.

Палаточный военный лагерь, средневековые костюмы, глиняная посуда, пища, приготовленная на костре по старинным рецептам, приятная фольклорная музыка создали полную имитацию средневековой жизни на фестивале. Все желающие смогли попробовать свои силы в настоящих средневековых состязаниях, стрельбе из лука и метании копий.

Хочу отметить, что попасть сулицей (короткое копье) в мишень не так уж и просто. Из трех попыток я воткнул в деревянный щит лишь один раз, да и то не попал в круг мишени.

— Сулица, — поясняет руководитель военно-исторического клуба «Мономах» Дмитрий Моклецов, — была в качестве вспомогательного метательного оружия в бою и на охоте. По распространенности сулица являлась вторым оружием дистанционного боя после — лука. Преимущество сулицы заключалось, прежде всего, в том, что она занимала только одну руку, — в другой мог быть, например, щит. Сулицу, в принципе, можно было метнуть так точно, как только этого позволяло умение метателя, поскольку на неё не влияли факторы, не зависевшие от стрелка (как это происходило, например, со стрелами).

При использовании в бою сулицы метались воином с расстояния 10-30 метров. При этом немаловажным эффектом могло быть не только поражение тела противника, но и застревание сулицы в его щите — сулица, засевшая в щите, мешала воину маневрировать им, прикрываясь от ударов, и утяжеляла щит, вынуждая опустить его. Попытки избавиться от сулицы в щите также повышали уязвимость воина.

Зрители не только узнали много нового об эпохе средневековья, но и смогли соприкоснуться с живой историей и древней культурой. Ну, а я, в силу своей профессии и любознательности, побеседовав с одним из главных героев фестиваля руководителем военно-исторического клуба «Мономах» Дмитрием Моклецовым, узнал немного больше. Об этом и хочу рассказать вам, дорогой читатель газеты «Наше слово».

 Золотые пояса

— Дмитрий Константинович, многие люди представляют боярина этаким человеком тучного телосложения, ленивого богатея, который то и дело пировал, да кричал на своих холопов. Так ли это?

— Не совсем так. Богатый — да. Этимология слова «боярин» является спорной. Согласно одной из версий, боярин выводится как — бои, битва. Она имеет общеславянское происхождение. «Бо-ярый» — человек, с хорошо развитыми качествами воина и стратега. Он обладает взрывным характером и в тоже время умением творчески мыслить, принять смелое, порой даже дерзкое решение при выполнении той или иной задачи в бою.

Боярин отчаянно рубился в сражении, не стоял в арьергарде. Боярин дорожил честью своего рода. Своего сына для обучения ратному делу он отправлял в другую дружину, чаще в дружину лучшего друга.

— А почему не в свою?

— Чтобы не потакали, не делали какие-то скидки. Наследник боярина должен был стать настоящим воином, под стать своему отцу. Да и к тому же раньше зачастую, как говорится, вопрос стоял о жизни и смерти — выживал сильнейший.

В бою бояр можно было узнать по доспехам, которые по тем временам стоили целое состояния (в прочем, как и сейчас), а в быту — по золотым поясам. В Новгороде их так и называли — «золотые пояса».

— А сколько в клубе «Мономах» человек?

— Под сотню. Отмечу, что клуб «Мономах» становится все популярней среди молодежи как Ивановского района, так и города Иваново. Не все мальчишки и девчонки увлечены «виртуальной реальностью». Есть немало людей, которые интересуются историей своего народа. И это отрадно. К тому же у нас в клубе о ней можно узнать намного больше. Здесь тебе всегда помогут найти правильный путь, укажут на ошибки. Да и к тому же, что немаловажно, предоставят возможность прикоснуться к истории своими руками.

— В фестивале все приняли участие?

— В театрализованном представлении, турнире, к сожалению, не все. Потому как, не все еще у нас «обшиты». А это всегда дорого и хлопотно. Например, взять нашего Сергея Герасимовича. Недавно он «обшился» под боярина. Один только его пояс чего стоит, загляденье! Да и денег потратил немало.

Сергей! Подойди к нам!

 Воин рода

— Какой интересный у вас пояс… Такой не захочется прятать под рубахой. Сергей, эти многочисленные бляшки с чеканными узорами, необычная пряжка из желтого металла и пристегнутая к поясу кожаная сумка имеет какое-то значение?

— Да. Раньше верхнюю одежду мужчины подпоясывали не только ткаными поясами, но и кожаными ремнями с пряжками. Наборный кожаный пояс с литыми бляшками из бронзы, серебра, золота в средние века повсеместно считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. «Золотые пояса» были принадлежностью князей и новгородских «великих» бояр. Такие украшения известны по великокняжеским духовным грамотам.

— А что означает узор на сумке?

К поясам новгородцы подвешивали различные необходимые, мелкие предметы в футлярах, сумки. Клапаны поясных сумок украшались вышивкой, аппликацией, металлическими накладками. В основном это были растительные узоры, криновидные композиции, фантастические птицы и звери. Узоры на сумках были не только декоративным украшением, но и зашифрованным заклинанием — символы плодородия земли должны были, по замыслу мастеров, способствовать росту богатства хозяина сумки.

Узор на моей сумке означает — «Воин рода».

— Сергей, сколько стоит «золотой пояс»?

— Если бы я покупал его в специализированном магазине, то заплатил бы 10-15 тысяч рублей. Некоторые «любители» так и поступают. Но, мне, как человеку, который вот уже 18 лет интересуется историей русского воинства, любопытно самому докопаться до истины, воссоздать максимально возможную историческую достоверность изделия. Поэтому я самостоятельно нашел нужные мне чертежи и описания данного пояса, купил материал и комплектующие и не спеша сотворил это чудо. На все я потратил 3 тысячи рублей и 2,5 недели свободного времени.

Александр НАЙДЕНОВ

1
Гостей фестиваля, собравшихся на Ивановской земле, ожидали сражения пеших отрядов
2
Прикоснуться к истории можно в клубе «Мономах».
3
Боярин Сергей Герасимович изучает историю русского воинства с 1998 года.
4
Раззудись, плечо! Размахнись, рука!

DSC00266

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.