Ночевали мы в Осташкове, в небольшой гостинице на берегу Селигера. Перед сном вышли на набережную. Солнце уже село, и в полнеба разливалась спокойная заря. Тишина…
Ночевали мы в Осташкове, в небольшой гостинице на берегу Селигера. Перед сном вышли на набережную. Солнце уже село, и в полнеба разливалась спокойная заря. Тишина и безветрие. Кажется, озеро тоже готовится отойти ко сну — волн уже нет, чуть заметно вздрагивает водная гладь, на которой отражаются переливы неба.
На следующий день рано утром наш автобус отправился на исток Волги.
И трепещет душа
Это в шестидесяти километрах от Осташкова, близ деревни Волговерховье. Дорога туда неважная, вся в черных заплатах ямочного ремонта. А когда до цели осталось километров двадцать (по карте), наш «Мерседес» свернул на грунтовую дорогу и пополз еле-еле. «Он электроникой напичкан, — объяснил водитель, — по такой дороге приборы скорость ограничивают. Прибавить не могу».
Эти двадцать километров мы ехали целый час. Но вот, наконец, долгожданная деревня: дома в два порядка, а между ними дорога к истоку. На въезде — жилые постройки Ольгиного монастыря, на выезде дорога заканчивается и переходит в тропу до истока Волги, это метров двести.
По дощатому настилу с перилами идем к часовне — домику на сваях, в котором находится родник, давший жизнь реке Волге. Слово-то какое правильное — РОДНИК, то есть родивший реку.
Так вот где начинается наша красавица, матушка, как зовет ее народ, а по географическому описанию — крупнейшая европейская река! От маленькой деревни Волговерховье Осташковского района Тверской области держит путь до Каспийского моря — 3690 километров. Сначала небольшим ручейком, затем малой речушкой, и только приняв речку Селижаровку, вытекающую из озера Селигер, она становится по-настоящему рекой.
Есть моменты, значимость которых заставляет сердце биться сильнее, а душа наполняется восторгом. Такое ощущение было в тот миг и у нас, даже ребята замолчали, притихли.
Есть поверье, говорит учитель Ермолинской школы, руководитель группы Валерий Николаевич Андрианов: кто попьет воды из истока Волги, тому счастье и везенье будет. Бадья с веревкой сразу пошла по кругу. Сознаюсь, не удержалась и я: кому же счастья не хочется?
Перед уходом задерживаемся у огромного серого валуна, на котором написано: «Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их.
Камень сей заложен 22 июня 1989 года живущим и будущим детям России.
Оглянись, уходя».
Волговерховье
Очень хотелось познакомиться с местными жителями, расспросить о житье-бытье. Но никто нам не встретился, кроме торговцев сувенирами, а они приезжие, как и мы. Поразил контраст: полуразвалившийся дом, а напротив, через дорогу, новенький узорчатый павильон — кафе «Ольгин хутор». Его владелец Сергей рассказал, что родом он из соседней деревни Вороново, но уже давно живет в Осташкове, занимается предпринимательством. Кафе построил и украсил деревянной резьбой сам. Где научился такому мастерству? Да нигде, отвечает. Увлечение было с детства, а когда нашел в интернете советы и узоры, руки запросили дела. Вот и соорудил это кафе. В надежде, что экскурсанты зачастят к истоку Волги.
Наверное, так и будет. И деревня, хочется надеяться, оживет. А пока здесь постоянно жилой дом всего один из десяти имеющихся, не считая монастырского подворья. В остальные люди приезжают только летом.
Непременно оживет деревня, ведь вокруг красота, тишина, покой — то, чего так не хватает нашим современникам, засидевшимся в городах. Как говорится, процесс уже пошел и скоро докатится и до самых глухих деревень.
Уезжать не хочется, а пора возвращаться в Осташков. После обеда у нас мероприятие, завершающее турпоездку: прогулка по Селигеру.
Кто на Хачине не бывал, тот Селигера не видал
В 14.00 теплоход «Капитан Марков» отходит от пристани и держит курс на Хачин — самый большой остров Селигера, расположенный в середине озера. Прогулка вокруг этого острова рассчитана на пять часов.
Площадь острова Хачин более трех тысяч гектаров. С севера на юг протяжённость девять километров, с запада на восток — шесть. Это уголок среднерусской природы со своими лиственными лесами и сосновыми борами, со своими озерами — их тринадцать, ручьями и реками. Внутренние озёра одно краше другого. Белое Северное — с кристально чистой водой и глубиной 40 метров, Белое Южное — с живописными берегами и прекрасной рыбалкой, Щучье — является крупнейшим нерестилещем рыбы на Селигере.
На острове расположены четыре деревни. Еще не так давно в них постоянно жили люди, сейчас только в одной — Волоховщине. Возле нее и сделал остановку наш теплоход.
Ну, как не искупаться в селигерской воде, хрустально чистой! И что примечательно, среди камышей у берега дно не илистое, как ожидалось, а песчаное, потому и вода такая прозрачная.
А на берегу чего только не продают! Можно попробовать тонизирующий чай, в смесь которого входят лучшие сорта индийского чая и весенний сбор молодых листьев лесной смородины, земляники, малины, ежевики и берёзы. Из домашней выпечки особой популярностью пользуются черничные пироги. И, конечно, предлагается рыба.
Покупаю копченую щуку и спрашиваю продавца, правда ли, что вокруг деревни имеется особенная глина, из которой за сезон самим можно наделать кирпичей на целый дом. «Правда, — отвечает Светлана. — Вон такой дом, отсюда видно. Мне от деда достался. Дому уж больше ста лет, а стоит хоть бы что».
Возвращаемся на теплоход. Любуемся водным простором, проплывающими мимо берегами и мысленно прощаемся с таким замечательным уголком России. Действительно, жемчужина. Очень хочется побывать здесь еще хоть раз.
Уже на обратном пути Валерий Николаевич рассказывает, что во время Великой Отечественной войны на западном берегу Селигера шли ожесточенные бои. На восточный берег немцам ступить так и не удалось.
Галина ДЕМИДОВА
Справка
О деревянной часовне над истоком Волги известно с середины XVII столетия, со времени основания Волговерховского мужского монастыря Преображения Господня. Когда часовня сгнивала, монахи монастыря рубили новую.
Почти сто лет среди лесов и болот простоял монастырь, но в 1727 году обитель сгорела и не возобновлялась. Лишь маленькая деревянная часовня оставалась стоять над истоком Волги, а паломники продолжали приходить к этим местам. Об истоке Волги и о часовне заботились жители деревни.
Существующий храм Преображения Господня, или Преображенский собор, построен в 1912 году. В то же время был основан Волговерховский женский монастырь Святой Равноопостольной княгини Ольги. В 1920-х годах он был закрыт, в 1990-х возвращен епархии и возобновлен как Ольгин женский монастырь.
В начале Великой Отечественной войны деревня была оккупирована захватчиками, часовня сожжена, исток оказался захламленным. Но отсутствовала часовня недолго — в 1942 году советские бойцы-железнодорожники, прокладывавшие невдалеке от истока узкоколейку, установили на месте сожженной часовни беседку с резными узорами, простоявшую 15 лет. В 1957 году над истоком была вновь поставлена часовня в виде небольшого деревянного домика.