А хорошо, что до встречи с Селигером мы все имели о нем смутное представление. Например, Петр Щавелев из села Котцыно сказал так: «Я думал, что…
А хорошо, что до встречи с Селигером мы все имели о нем смутное представление. Например, Петр Щавелев из села Котцыно сказал так: «Я думал, что Селигер – это как Рубское озеро, только гораздо больше. А, оказывается, это громадина, и красоты неописуемой».
Наш руководитель и гид Валерий Николаевич Андрианов только посмеивался над бесконечными удивленными «ахами» — он-то здесь уже в четвертый раз.
Коротко о Селигере
Селигер — одно из самых крупных и красивейших озер России. Оно имеет необычную форму, собственно, это цепочка озер, протянувшаяся с севера на юг на сто километров. Они соединены узкими протоками. Береговая линия — более пятисот километров — причудливо изрезана лесистыми мысами и узкими заливами.
В озере около 160 островов. Самый крупный из них — Хачин, на котором находится 13 озер.
Селигер — экологически чистый уголок заповедной природы, который не имеет аналогов во всей Европе. Вода в озере невероятно чистая и прозрачная. Даже на глубине пять метров видно дно. А самая большая глубина – 24 метра.
Кроме природных красот, интересна на озере и старинная архитектура. Здесь можно встретить уникальные памятники древнего зодчества. Самая известная достопримечательность — Нилова пустынь, расположенная на острове Столобный. Действующий мужской монастырь был основан еще в 16 веке.
Там даже выращивают форель
В Нило-Столобенскую пустынь мы и отправились на теплоходе. По пути он дважды причаливал к берегу, чтобы забрать группы отдыхающих из пансионатов.
Хорошо, что Валерий Николаевич настоятельно рекомендовал захватить куртки: на верхней палубе было прохладно и ветрено. Зато великолепный обзор с обеих сторон. Мы засыпали вопросами нашего руководителя. Экскурсовод был, но Андрианов рассказывал интереснее. Он знает множество подробностей, рекомендует обратить внимание то на огромный вяз на берегу, то на залив, то на островок справа по борту, весь заросший камышом и только в центре, как часовой, стоит высокое дерево.
Об острове и монастыре, к которому мы (хотела написать – плыли, но вспомнила, что суда по морям и рекам не плавают, а ходят) держали водный путь, Валерий Николаевич успел рассказать следующее.
Относительно названия острова существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб. А по второй, на нём существовало древнее капище (специальное место для проведения обрядов и ритуалов) и стоял языческий жертвенный столб.
Монастырь – это большой архитектурный комплекс, он является памятником мирового уровня. Обратите внимание, говорит Валерий Николаевич, что застройка монастыря больше похожа на светскую, напоминающую петербургскую. Это целый город. Стоят пять церквей и множество каменных зданий: жилые и хозяйственные строения, гостиница, многочисленные амбары, мастерские. Есть фруктовый сад, а в заливе выращивают форель.
Можно посетить Богоявленский собор, приложиться к мощам Нила Столобенского. Но особенно Валерий Николаевич рекомендовал подняться на колокольню. «Какой вид! – восклицал он. – Какая высота!». Он так заинтриговал нас этой колокольней, что мы первым делом туда и направились.
Нелегко, скажу я вам, было подниматься на высоту более восьмидесяти(?) метров, еле отдышалась. Зато мы увидели такую панораму озера, островов, деревень и храмов по берегам, что вовек не забудется. Хорошо видны садки, где выращивают благородную форель. Их 24, рыбоводством здесь занимаются серьезно.
Спускаясь обратно, считала ступени — получилось 188.
А потом группа разбрелась – кто куда. Я села на лавочку отдохнуть во дворике у храма.
Надежда на божью помощь или чудо исцеления приводит к святым мощам множество паломников. Вот идет пара, женщина в платочке буквально тащит за руку мужчину. Он упирается, но, наконец, сдается и покорно следом за женщиной входит в церковь. Люди проходят молча, не спеша. Этот молодой человек, наверное, больной. Идет-идет и садится прямо на землю. Немолодая женщина, возможно, мать, терпеливо ждет, пока он встанет. Через несколько шагов он снова садится, что-то бормочет. И так до самого входа в храм.
Я в чудеса не верю, поэтому, отдохнув, иду совсем в другую сторону. Покупаю квас «Монастырский» местного производства. Вкусно, но дороговато: полулитровая бутылочка стоит 130 рублей. Продавщица — в белом платочке, конечно – рассказывает, что в монастыре производится только экологически чистая продукция. Самым популярным, безусловно, является хлеб «Столобенский». Он выпекается на бездрожжевой закваске из муки высшего сорта, воду используют из святого Оковецкого источника.
А кроме того можно купить медовые коврижки, овсяное, лимонное, миндальное, творожное печенье. Покупаю овсяное. Действительно, вкусное.
Т орговля в наших монастырях и храмах налажена хорошо.
Вот уже пора возвращаться в Осташков. На теплоходе делимся впечатлениями, разглядываем сувениры, хвалим монастырскую выпечку. Торговля в наших монастырях и храмах налажена хорошо.
Галина ДЕМИДОВА.
(Окончание в следующем номере)
Вид с колокольни. А вон и садки, где монахи разводят форель