21-22 апреля в Кинешме проходила 13-я межрегиональная краеведческая конференция, в которой принимали участие В.В. Рубцов — руководитель кохомского литературного объединения и Н.В. Цикулина — директор…
21-22 апреля в Кинешме проходила 13-я межрегиональная краеведческая конференция, в которой принимали участие В.В. Рубцов — руководитель кохомского литературного объединения и Н.В. Цикулина — директор музея истории города Кохма. Они представили на конференции интересный доклад «Кинематограф в жизни малых городов. Из плеяды артистов театра и кино». Мы публикуем эти краеведческие заметки.
Экран был поперек улицы
С того момента, когда индустрия кино вошла и в малые города, там появились кинотеатры, организовывались импровизированные сцены, полотна экранов вывешивались прямо на улицах. В 1990-х годах старейшая жительница Кохмы Валентина Константиновна Котова рассказывала краеведам: «Помнится, в 20-х годах в Кохме на улице Октябрьской нам показывали «немое кино». Поперёк улицы натягивалось полотно. На просмотр собиралось много народа. Так мы знакомились с новым видом культурного искусства — «миром кино». Было много впечатлений, разговоров, обсуждений и пересудов…».
А вот выдержка из буклета «Культурное пространство. Кохма», издание 2014 года: «Первый кинематограф был открыт в Кохме в 1912 году. Более серьёзное заведение под названием «Маяк» (на 261 человека) приступило к работе с 1 января 1927 года. Но настоящим событием стало открытие летом 1931 года здания «Союзкино», представлявшего из себя «интересный образец конструктивистского сооружения, соединяющего в себе функции клуба и кинотеатра», с балконом-трибуной и высокой башней, залом на 550 мест. Отличался он отличной акустикой. По воспоминаниям старожилов, здесь просматривали новые фильмы, прежде, чем запустить в прокат по области. Потом, в 60-х годах ХХ века, кинотеатру в честь покорения космоса дали название «Восток».
В новом столетии его постигла печальная участь: его продали в частную собственность и больше как кинотеатр не использовали.
Наши, кохомские
Более ста лет тому назад, когда в жизнь входило «немое кино», кохомский меценат Николай Арсеньевич Ясюнинский построил красивое здание с надписью «Театръ»… Есть сведения, что дочь его брата Ивана Арсеньевича — Ксения Ивановна (1904 — 1966) работала в театре Вахтангова, была педагогом Щукинского училища. Сорок лет жизнь актрисы была связана с одним театром, на сцене которого она сыграла более 30 ролей.
Выходцем из земли кохомской был и заслуженный артист РСФСР Владимир Михайлович Гусев, который оставил яркий след в советском и российском кинематографе. Он родился 23 марта1933 года. Окончил ВГИК в 1957 году. Зрители его хорошо знают, любят и помнят по картинам: «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Карнавальная ночь», «На острове Дальнем», «Над Тиссой», «Нормандия-Неман», «Нахалёнок», «Гусарская баллада», «Ошибка резидента», «Майор Вихрь», «Первая любовь», «Неподсуден», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона», «Конец атамана», «Приступить к ликвидации», «Трясина», «Кровь и пот», «Быть влюблённым», «Ширли-мырли». А всего наш земляк Владимир Гусев снялся в сорока пяти фильмах. Умер Владимир Михайлович 7 февраля 2012 года, похоронен в Москве.
В Тимошкино
Но не у всех актерская судьба складывается удачно. Конечно, должны быть талант, одарённость, огромное желание и настойчивость. А ещё, наверное, нужно везение, поддержка «великих».
Мы отправляемся в деревушку Тимошкино, что расположена в нескольких километрах от Кохмы. Адрес подсказали в газете «Наше слово»: якобы, в Тимошкине проживает интересный человек, в прошлом — драматический актёр, артист кино. Действительно, мы встретились с интересным человеком, чья судьба была на протяжении почти сорока лет связана с искусством, с театром и кинематографом.
У режиссера своя логика, а у артиста — своя
У добротного деревянного, можно сказать старинного, дома (построен в начале прошлого века родителями) встретил нас Александр Николаевич Шорыгин. Улыбчивый, жизнерадостный, приветливый, он поведал нам свою творческую судьбу, которая сложилась у него совсем иначе, чем у артиста Гусева. Ему сейчас 65 лет, он — на пенсии. Живут вдвоём с мамой, он ухаживает за престарелой родительницей, а ей уже за 90. Хотя по внешнему виду и не подумаешь. Она согрела нам чай, и в тёплой обстановке мы услышали жизненную, театральную и кинематографическую историю Александра.
Увлечения театром ему передались от деда Арсения, от мамы Софьи Арсеньевны. Его путь в кинематограф был не прост. В детстве и юности принимал активное участие в драмкружках, хорошо пел, любил поэзию, выступал с чтением стихов. Окончил кохомскую десятилетку, отслужил срочную службу в Туркмении. Потом на заводе «Строммашина» освоил специальность электрика (проработал год), учился в энергоинституте (полтора года), где занимался в студенческой самодеятельности. Когда понял, что технические науки не для него, в 1972 году уехал в Ленинград на стройку и там «заболел театром». Посещал музеи, БДТ, театральные студии, драмкружки, Дворец культуры им. Кирова, театр «Скворечник».
В 1974 году Александру исполняется 25 лет. Он уезжает в Москву и поступает в ГИТИС на факультет музыкального театра, где в то время учились Золотухин, Голубкина, Лещенко. Учился на повышенную стипендию. Был старостой группы. Много играл на режиссерских факультетах. Одна из ролей — Аршин Мал-Алан.
После выпуска был период большой плодотворной работы в театрах страны: Днепродзержинске, Твери, Калуге, Ленинграде, Архангельске, Омске, Томске, Новосибирске, Рубцовске.
Кинематографический период Александра Николаевича пришелся на трудное время нашего кино. 1990 год, «Одесская киностудия», фильм «Гу-га» (о штафном батальоне). 1990 год, Астрахань, фильм «Камышовый рай», режиссер Елена Цыплакова. Далее были кинопробы фильма «Антон» (о Макаренко), должен был сыграть сбитого лётчика Лузера, но фильм не запустили. Мосфильм, режиссер Сергей Бондарчук начинал снимать фильм про Гришку Отрепьева, Шорыгина пригласили на фотопробы, но решение о съёмках отменили. 1991 год, снимался в фильме режиссеров Ускова и Краснопольского «Ермак», роль «второго плана». На киностудии им. Горького в фильме «Нелюдь» Сергея Никоненко снялся в эпизодической роли рабочего крематория (в фильме снимались Гурченко, Михайлов). Вот такая судьба нашего земляка Александра Шорыгина. История немного с грустинкой — его роли были неглавные, иногда эпизодические. Зато он бок о бок работал со знаменитостями театров и кино, с самозабвенно увлечёнными людьми, которые отдавали себя всецело служению искусству и Родине.
* * *
Мы уезжали с теплом в душе. От услышанного, от общения с творческим человеком. И сам Александр был доволен встречей, воспоминаниями. А ещё он сказал, что нисколько ни о чем не жалеет. Ну, не довелось ему сыграть главную роль, и что же, казниться?
Оказывается, в театре и кино у режиссёра — своя логика, а у артиста — своя. Да ещё она бывает и необузданная! Режиссёр Малого драматического театра Лев Додин как-то Александру так и сказал: «Ваша необузданность непонятна…».
Мы уезжали из Тимошкина с мыслью, что не зря состоялась эта встреча. Наш небольшой город Кохма тоже имеет отношение к кинематографу, здесь жили и живут интересные, талантливые, неравнодушные люди.