В рамках подготовки к празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне журналисты ивановских СМИ побывали в гостях у военнослужащих 217-го гвардейского парашютно-десантного полка, которым…
В рамках подготовки к празднованию 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне журналисты ивановских СМИ побывали в гостях у военнослужащих 217-го гвардейского парашютно-десантного полка, которым командует гвардии полковник Виталий Терёхин.
— Главная цель нашей встречи, — говорит заместитель командира полка по воспитательной работе гвардии подполковник Геннадий Никандров, — рассказать людям посредством СМИ о буднях современных защитников Отечества на примере нашей части. На этот раз мы с командиром полка готовы предоставить журналистам возможность на какое-то время, как говорится, влезть в шкуру десантника. Если они, конечно, пожелают.
И мы пожелали…
Не казарма — общежитие
Сначала ветераны полка гвардии подполковник Михаил Филиппов и гвардии старшина Алексей Фомичев нам показали, как и где живут и занимаются гвардейцы полка. Например, в солдатском общежитии («расположение») находятся кубрики для военнослужащих по призывы и контракту. Каждый кубрик рассчитан на 4 человека, в котором находятся 4 деревянные кровати (время двух ярусных железных коек прошло), стол, стулья, телевизор. Пожалуй, единственное отличие, которое я заметил — это то, что у контрактников в комнате имеется музыкальный центр и декоративная шторка на входе. Удивления это не вызвало, так как нам пояснили, что денежное довольствие у контрактников выше (от 18 тыс. руб.) и они могут себе это позволить.
В коридоре общежития имеется кулер с питьевой водой. Предусмотрены душевые кабины для помывки личного состава, стиральные машины-автоматы, спортивный уголок, комната досуга. В бытовой комнате можно не только погладить и просушить свою одежду, но и посетить уголок парикмахера.
Сквозь огонь и воду
После осмотра быта десантников гвардии подполковник Никандров устроил нам показ техники и вооружения голубых беретов. Из всего увиденного больше всего мне понравилась боевая машина десанта (БМД-2). Если по простому, то это небольшая гусеничная машина, которая благодаря своим техническим особенностям способна пройти не только огонь и воду, но «прыгнуть» с парашютом.
Меня, как водителя, заинтересовали ходовые особенности машины. На суше при массе 8 тонн БМД-2 может развить скорость более 50 км/ч (по трассе), по пересечённой местности — свыше 30, на плаву — более 5. Конечно, с легковушкой её не сравнить, но у этой техники и предназначение другое. Я обратил внимание на внушительные размеры аккумуляторной батареи, которая стояла рядом с машиной. Наверное, её готовили на подзарядку или к плановому обслуживанию. С большим трудом оторвал её от бетонки.
— Такой аккумулятор зимой в лютый мороз домой не утащишь, — шутили мои коллеги.
Ну, а дальше нашу группу ждал обещанный командиром сюрприз. Нас провели на территорию воздушно-десантного комплекса (ВДК), где оттачивают своё мастерство элитные войска Вооружённых Сил Российской Федерации — десантники.
Прыжок с крокодила
— Комплекс предназначен для отработки всех действий десантника-парашютиста при совершении прыжков с парашютом, — рассказывает гвардии подполковник Геннадий Никандров, — а также для тренировки личного состава в загрузке ВВСТ и грузов в самолет ИЛ-76. Кто не боится высоты, может попробовать свои силы. Занятия с вами проведёт один из лучших специалистов полка, заместитель командира роты по воздушно-десантной подготовке гвардии старший лейтенант Алексей Горюнков. На его счету более ста прыжков с парашютом.
Все как один согласились. Не знаю, как у других, но у меня огромное желание примерить парашют и выполнить тот или иной норматив десантника перевесило давнюю боязнь высоты.
Сначала мы подошли к стеллажам для подгонки подвесных систем и надевания макетов парашютов. Не буду вдаваться в тонкости отличия настоящего парашюта от макета. Скажу лишь, что реальный вес первого в два раза больше того, что был одет на каждого из нас. После того, как инструктор показал, а затем проверил все семь точек подгонки парашюта, нас проводили к «крокодилу» (учебный тренажёр погрузки на базе ИЛ-76). Здесь идёт отработка элементов отделения парашютиста от самолёта, его действия в воздухе и приземление на землю.
Нас проинструктировали, поочерёдно пристегнули специальным устройством к направляющей и каждый из нас трижды совершил прыжок. Высота данного тренажёра небольшая, страха нет. Для себя я выделил основные особенности выполнения упражнения — сильный толчок от борта самолёта во время выхода, правильная группировка тела и постановка ног во время приземления.
Затем, не снимая снаряжения, нас провели к стапелям подвесных систем. Здесь происходит отработка действий десантника в воздухе при различных ситуациях. Проще говоря — маневрирование парашютиста в полёте. Находясь в подвешенном за стропы парашюта состоянии, инструктор нам разъяснил правила управления парашютом, подача и выполнение команд при приближении в воздухе другого парашютиста. Впрочем, всё как в автомобиле: вместо руля и коробки передач — стропы. Только нужно чётко знать, когда и за какую тянуть, и иметь при этом хорошую физическую подготовку.
Преодоление страха
Последним этапом нашего краткого курса молодого бойца, как мы его окрестили, была парашютная вышка. Она служит для отработки всех элементов прыжка с парашютом, начиная с отделения десантника-парашютиста от летательного аппарата и кончая приземлением. Прыжки с вышки являются завершающим этапом наземной тренировки и средством проверки смелости и навыков десантника. Нас предупредили, что из-за погодных условий (сильный ветер) прыжков не будет, но ощутить высоту мы можем, поднявшись на верх.
Снизу 25-метровая вышка не похожа на высотное сооружение. Она сконструирована поэтажно (этаж — 5 метров). И, как бы нам не хотелось, но вместо лифта была лишь узкая металлическая лестница. Когда я поднимался на верх, то по понятным мне причинам вниз старался не смотреть. Последняя ступень и вот я на самой башне парашютно-десантной вышки. Двумя руками уцепился за металлические перила и осмотрелся. Вокруг простирался потрясающий вид. Посмотрел вниз и отпрянул назад. 25-метровая высота в моих глазах увеличилась в десятикратном размере. Но, к моему удивлению, через какое-то время страх ушёл. Я свободно разгуливал по площадке, задавал вопросы инструктору, пытался дотянуться рукой до подвесной системы, несущего троса парашюта. Как потом мне объяснили, страх уходит, когда глаза привыкают к высоте, ну и многое зависит от психологических качеств человека.
На этом наш журналистский десант закончился. Мы долго делились впечатлениями, выражали благодарность десантникам и каждый из нас сделал определённые выводы. Мои просты: десант — это служба для настоящих мужчин, и я хочу прыгнуть с парашютом.
По вопросам прохождения службы в 217-ом гвардейском парашютно-десантном полку можно обратиться по телефонам: 8 (4932) 38-54-80, 38-32-19.
Александр НАЙДЕНОВ