Домой Газета Общий «котел» на капремонт: вопросы и ответы

Общий «котел» на капремонт: вопросы и ответы

Наш собеседник — директор НО  «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» Елена Сесягина. — Елена Николаевна, многие читатели нашей газеты задают вопросы по…

Наш собеседник — директор НО  «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» Елена Сесягина.

— Елена Николаевна, многие читатели нашей газеты задают вопросы по проблемам капитального ремонта многоквартирных домов, спрашивают о том, что такое региональный фонд  капитального ремонта жилья. Расскажите, пожалуйста, когда создан фонд, каковы задачи, в чем заключаются на сегодня функции фонда.

— Организация была создана в июне 2014 года Правительством Ивановской области. Основной  функцией регионального оператора является проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и аккумулирование взносов на капитальный ремонт на специальных счетах.

Такая обязанность предусмотрена ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ. Региональный оператор обеспечивает проведение работ в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; открытие специальных счетов и совершение операций по этим счетам; осуществление функций технического заказчика работ;  финансирование расходов на капитальный ремонт с привлечением при необходимости средств из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

— По мнению некоторых, недостатком при введении этой оплаты ЖКХ является то, что не введена градация по городским и сельским территориям. А, действительно, почему?

— Стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома не зависит от его территориального расположения в рамках городского или сельского муниципального образования. Основной критерий различия городского и сельского поселений — численность населения, которая никак не влияет на особенности конструкций многоквартирного дома, объем работ по капитальному ремонту и их стоимость.

— Расскажите о льготах по оплате капремонта. Реализуется ли это в Ивановской области?

— В соответствии с актуальной редакцией ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ субъектам РФ предоставлено право предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан. На данный момент законом Ивановской области такое предоставление не предусмотрено.

В случае принятия областного закона о компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт собственникам определенной возрастной категории, им необходимо будет обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства для оформления льготы. В соответствии с законодательством выплата носит компенсационный характер, соответственно граждане по-прежнему будут обязаны оплачивать квитанции по оплате взносов на капитальный ремонт. Таким образом, невыставление квитанций по оплате взносов на капитальный ремонт по возрастному критерию не представляется возможным.

В соответствии с редакцией  ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов. Указанная норма вступила в силу с 1 января 2016 года.

Для предоставления компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт собственникам этой категории необходимо обращаться в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в Ивановской области с 1 января 2016 года составляет 5,90 руб. в месяц на один квадратный метр общей площади,  соответственно в квитанциях за январь указана сумма с учетом повышения минимального размера взноса на капитальный ремонт.

— Но федеральный закон предусматривает льготы на оплату капремонта одиноко проживающим пенсионерам старше 70 лет. Он вступил в силу 1 января.

— Да, но не все регионы оказались готовы к его немедленному исполнению.  Ивановская область, по словам председателя Ивановской областной думы Виктора Смирнова, федеральное решение поддержит. Это лишь вопрос времени. В бюджете на 2016 год лишних денег нет. Как только будут изысканы источники финансирования дополнительных расходов, региональный закон будет принят.

Проект предполагает следующее: пожилые люди старше 70 лет получат льготы на капремонт в 50 процентов, старше 80 лет — все 100 процентов. Но только в пределах социальной нормы площади жилья. Что это значит? Норма для одиноко проживающего пенсионера — это 33 квадратных метра. Для двоих — по 21. То есть, если пожилой человек прописан в квартире, допустим, в 40 метров, то за не входящие в норму 7 метров он будет платить полную стоимость. Гражданин будет обязан в полном объеме оплатить квитанцию за капремонт. Компенсацию он получит уже в следующем месяце.

Посчитать, сколько пожилых людей могут претендовать на льготу, непросто, поскольку для предоставления компенсации должны выполняться сразу несколько условий: возраст, отсутствие работы, проживание в многоквартирном доме и наличие права собственности на квартиру. По самым приблизительным подсчетам, таких лиц в области около 35 тысяч. Для бюджета региона это около 40 миллионов рублей в год.

Когда закон будет принят, отмечают чиновники, пожилые люди, которые попадают под категорию льготников, должны будут собрать документы и с ними обратиться в территориальные органы соцзащиты. Кроме того, компенсация на капремонт в размере 50 процентов положена и инвалидам 1 и 2 группы. Им не нужно будет никуда обращаться, информацию обработают автоматически.

Региональный фонд не производит расчет компенсаций по льготам и субсидиям.

— Большие ожидания были связаны с обращением группы депутатов Госдумы в Конституционный суд по поводу законности этого вида сбора,  надеялись, что его отменят. Они не оправдались. Расскажите — почему.

— Напомню, что дело было рассмотрено 3 марта 2016 года. Заявители считают взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство.

Они обращают внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). Авторы запроса считают, что такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об «общем котле», поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами. Заявители требуют признать данные нормы не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.

Введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Для проведения их капитального ремонта из бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка.

Право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капитального ремонта, если сами жильцы уклонились от выбора, не противоречит Конституции. В то же время, местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома).

Система «общего котла» сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. Исходя из этого, очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке.

Галина ДЕМИДОВА

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.