Тридцать шесть лет работает начальником отделения связи «Почта России» в д. Ломы Татьяна Петровна Варюхина. Домик у дороги Неподалеку от въезда в санаторий «Зеленый городок»…
Тридцать шесть лет работает начальником отделения связи «Почта России» в д. Ломы Татьяна Петровна Варюхина.
Домик у дороги
Неподалеку от въезда в санаторий «Зеленый городок» стоит у дороги маленький бревенчатый дом. Половина его, одна комната, — это и есть почта. Во второй — служебная квартира начальника отделения связи.
В среду шестого апреля у Татьяны Петровны был день рождения; мы встретились накануне.
Правда, чтобы попасть на почту, пришлось перебираться через большущую лужу перед самым входом. В ответ на мое ворчание по этому поводу начальница сказала: «Зато у нас крыша новая и дом покрашен. Спасибо за это администрации Ивановского района. Осталось крыльцо подремонтировать, руководство главпочтамта обещало».
БАМ, Хабаровск, Томск, далее — малая родина
В этот домик у дороги она пришла на работу и въехала на жительство в январе 1980 года.
— Никак не думала, что задержусь здесь на десятки лет, — говорит она, вспоминая то время. — Согласилась тогда потому, что жилье сразу предоставили. Нам с мужем место еще очень понравилось: по одну сторону — сосновый бор, по другую — река, а вдоль берега — деревня.
На мой вопрос, откуда приехала сюда, Татьяна Петровна рассказала:
— Это целая история. Родом я из Гаврилово-Посадского района. Окончила десятый класс и поехала к старшей сестре на БАМ. Посмотрела на ту романтику и решила не возвращаться домой. Поступила в Хабаровский техникум связи, окончила и получила направление в город Томск. Там шесть лет проработала начальником отделения связи, а потом нестерпимо захотелось домой, в родные края. Рассчиталась и — к маме. Написала заявление в областное управление связи, попросилась на работу. Предложили город Фурманов и д. Ломы. Мы с мужем как увидели этот лес, красоту вокруг, так сразу Ломы и выбрали. Молодые были, не смутило, что квартира служебная, что с ребенком тесно тут жить. К тому же, меня в главпочтамте поставили в очередь на получение жилья.
Теперь мужа давно нет, сына тоже схоронила — он инфаркт не перенес, а я все тут и живу.
Помолчав, переживая, видимо, вновь тяжелые потери самых дорогих людей, Татьяна Петровна говорит:
— За эти годы люди вокруг стали мне близкими и родными. Каждую семью знаю, четыре поколения. Прабабушки современных детей помнят, как я приехала и начала работать. Если сейчас они или их дочери — они уже тоже бабушки — заходят ко мне на почту (а это всегда к вечеру, когда народу уже нет), то сидят и ждут, пока я свои отчеты закончу. Потом мы разговариваем. Нас, Таня, никто не слушает, только у тебя душу и отводим — так они мне говорят. И о чем только не беседуем! О политике и ценах, о современной школе и о деревенских новостях… Вот за такое живое общение я и люблю свою работу.
Зимой, и не однажды …
Это отделение связи обслуживает жителей десяти близлежащих деревень. Когда Татьяну Варюхину назначили начальником, здесь работали еще и два почтальона. Газет, журналов, писем столько разносили, что часто в сумку не помещалось. Потом эти почтальоны ушли на пенсию, и Татьяне Петровне пришлось совмещать — работать и почтальоном. Так продолжалось… двадцать пять лет.
В работе почтальона, убедилась она, есть свои трудности и своя прелесть. Трудности — много километров пешком. Особенно тяжело зимой. Помнит, как однажды в деревню Купалищи через лес и поле прошла легко, а обратно пришлось попотеть. Пока разносила почту да чуть не в каждом доме «лясы точила», поднялась метель. Тропу в поле вообще не было видно.
«Шаг шагну мимо — по пояс в снег провалюсь, — вспоминает она. — Еле выбралась. Домой пришла, как после дождя. Спина мокрая, ноги гудят».
А прелесть в том, что люди принимали и сейчас относятся с доверием, уважением, симпатией, и это самая большая награда. Вот потому бросить и уйти даже мысли не было.
Как-то так сложилось, что расположенный рядом санаторий стал для нее тоже своим. Отдыхающие приходили (и приходят) сюда за газетами, журналами, а она всегда званый и желанный гость в санатории на всех мероприятиях и праздниках. Пять лет назад, в юбилейный день рождения, директор «Зеленого городка» и ветеранская организация устроили целое торжество в ее честь. Такое не забывается.
Относительно того, что когда-нибудь настанет время передать дела другому человеку, молодому, Татьяна Петровна говорит: «Не знаю, кто меня сменит. Я родом из СССР, всю жизнь люблю свою работу и тружусь за идею. А сейчас приходят и в первую очередь спрашивают — какая зарплата. Как услышат, что за эти деньги уйма работы и ответственности, так сразу: нет-нет, это не по мне.
… и тетя Таня
Председатель районной ветеранской организации Ольга Крамская, рассказывая мне о Варюхиной, обронила: «У нее просто талант ладить со всеми людьми». И я спросила Татьяну Петровну, как ей это удается.
— Да как-то само собой получается, — ответила она. — Я к людям по-доброму, и они ко мне с доверием. И называют по-разному: Таня, Татьяна Петровна, тетя Таня. Даже ребята-новоселы. Конечно, это для меня они — ребята, на самом деле — молодые мужчины, все на машинах, хозяева коттеджей. Их много стало. В Ломах вроде совсем недавно было тридцать домов, а сейчас больше ста. Так же и в Никульском, Крутове, Купалищах. Да везде вокруг.
Поначалу некоторые приходят ко мне на почту с гонором — кто мы, а потом… Утром заскочат, пакет с деньгами и списком, что надо, передадут — и дальше помчались. Вечером — а я допоздна тут задерживаюсь — заезжают, все получают, благодарят. Вот так и общаемся.
Что день грядущий ей готовит
Газеты теперь Татьяна Петровна не разносит, передвижное отделение связи есть. Оно же и пенсии развозит. Но многие пенсионеры предпочитают по-прежнему приходить на почту.
Татьяна Петровна беспокоится сейчас о двух новшествах: сумеет ли освоить Интернет (сейчас отчеты переводит на флешку и передает в главпочтамт), и как будет здесь внедряться предполагаемая функция сбербанка.
«Но Вы же освоили в свое время компьютер, а уж с электронной почтой и подавно справитесь». На эту мою фразу она вздыхает и отвечает: «Лет десять назад, когда компьютер установили, испугалась и хотела уходить. Уговорили попробовать, три дня учили. А сберкасса у меня на почте еще в Томске была, так что, наверное, еще поработаю, не пойду на пенсию».
Скромный трудоголик, в самом хорошем смысле этого слова, — вот как хочется сказать о Татьяне Петровне. Скромный, потому что ей надо бы возмущаться тем, что до сих пор в этом доме нет газа, хотя в деревне и санатории есть. Отапливает здание она сама углем, и квартиру, и почту. Воду носит из деревни. Колонка там недавно сломалась, так теперь ходит с ведрами к тем, кто имеет скважины.
Не возмущается, а надеется на решение этих проблем. И на то, что почтамт все-таки поможет ей обрести жилье, не служебное, а личное.
Галина ДЕМИДОВА