Домой Газета 103 года — полет нормальный!

103 года — полет нормальный!

Почетный гражданин города Иваново, легендарный летчик Великой Отечественной, кавалер двух орденов Красного Знамени, двух орденов Великой Отечественной войны I степени и ордена «Красная звезда», основатель…

Почетный гражданин города Иваново, легендарный летчик Великой Отечественной, кавалер двух орденов Красного Знамени, двух орденов Великой Отечественной войны I степени и ордена «Красная звезда», основатель военно-патриотической школы авиаторов «Высота» Александр Яковлевич Кузин в марте этого года отметил уже 103-й день рождения.

Мне, как журналисту, писать об этом заслуженном человеке немного неловко. Так получилось, что почетный гражданин областного центра известен мне больше, как отец, дед и прадед моих родных со стороны жены. Мы познакомились с полковником запаса уже в начале этого века. Несмотря на почтенный возраст, он постоянно участвовал в областных и государственных мероприятиях, ездил на Парад Победы в Москву, учил уму-разуму курсантов ВПШ «Высота». И до недавних пор сам ездил за рулем на свой садовый участок в Дегтяреве.

И каждый год к нему выстраивались очереди из желающих взять интервью. Даже в прошлом году мне писали коллеги из Москвы: «Вы не понимаете, как вам повезло! Рядом с вами живет человек-легенда. Боевых летчиков-истребителей, воевавших в Великую Отечественную, остались в стране и в мире — единицы». Хорошо, что в Ивановской области это знают и ценят.

Биография Александра Яковлевича хорошо известна. Хотя о своем детстве и юности он особо рассказывать не любил. Уж больно были суровые времена. Зато военная служба и боевые вылеты у него в памяти остались навсегда. И его память — это часть памяти нашего героического народа.

По примеру героев-челюскинцев

Родился будущий командир эскадрильи истребительного авиационного полка 5 марта 1917 года на станции Инза Ульяновской области в семье рабочего. В 1933 году окончил 8 классов школы и уехал в Москву. В 1936 году окончил школу ФЗУ в городе Орехово-Зуево, в 1937 году — аэроклуб.

За этими строчками — голод в Поволжье и суровые будни подростка в чужом городе. Саша жил при военной части, помогал в оформлении плакатов. Этот свой талант рисовальщика он вспомнит уже на пенсии. Сейчас вся его комната увешана копиями классических произведений и оригинальными картинами Александра Яковлевича.

— Я был активным участником стахановского движения, — делился воспоминаниями ветеран. —  Зарплата у передового рабочего была огромная по тем временам. Особенно после голодного детства. Ходил я одетым по последней моде — в тужурке и клетчатых бриджах — считал себя “первым парнем на деревне”.

В  1934 году в Орехово-Зуево приехали первые герои СССР — полярные летчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Водопьянов. Героев-челюскинцев попросили открыть аэроклуб в Орехово-Зуево. По заводам и фабрикам набирали курсантов.

— В аэроклубе я начал летать и очень полюбил это дело, а после меня направили в Энгельское авиационное училище ускоренного направления.

Защищал Москву и Сталинград

В январе 1938 года Александр Яковлевич был призван в Красную Армию. Окончил Энгельскую военную школу летчиков как летчик-истребитель. Службу в Забайкальском военном округе. Летал на истребителях И-16.

В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, полк был переброшен в Подмосковье. Младший лейтенант Кузин был зачислен в 445-й истребительный авиаполк, в Кашире. С 22 июля 1941 года нес службу ПВО на подступах к Москве, одновременно переучивался на новые истребители МиГ-3. 4 февраля 1942 года в воздушном бою одержал первую победу — сбил истребитель Ме-109.

— Каждый день вылетал я на боевые задания. Наш командир эскадрильи Н. Благодаренко таранил немецких разведчиков на высоте 9 000 метров, — рассказывает герой. — Фрицы прилетали в одно и тоже время. Достать их с земли пушкой было невозможно, догнать — нереально. Командиру пришла в голову потрясающая идея — заблаговременно просчитать, когда надо вылететь, он это сделал — и… совершил потрясающий таран. В дальнейшем побед было немало. Ни одного самолета на Москву с юга мы так и не пропустили.

В июле 1942 года Кузин был назначен командиром звена в 27-й истребительный авиаполк. В составе полка на истребителях Ла-5 участвовал в боях в небе Сталинграда. Одержал две победы лично и две в группе. В августе 1942-го был сбит и ранен. Всего в небе Москвы и Сталинграда провел 131 боевой вылет, участвовал в 25 воздушных боях, сбил лично 3 и в группе 2 самолета противника.

В октябре, после госпиталя, вернулся свой полк, где продолжал службу до конца войны. Был перевооружен на новый истребитель Як-9. В 1944 году вел боевую работу в составе 106-й истребительной авиадивизии ПВО в Риге (Латвия). Там Кузин провел 953 полетов, подготовил 5 летчиков-ночников. День Победы капитан Кузин встретил командиром эскадрильи.

Видел американцев в прицел

После войны стал штурманом полка. В 1950-м полк был передислоцирован в Китай. Освоил реактивные самолеты МиГ-15, МиГ-17ф.

С июля 1954 года — старший штурман 94-й истребительной авиадивизии. (г. Иваново), с марта 1959 года — старший штурман 259-й истребительной авиадивизии (Бакинский округ ПВО). В декабре 1959 года полковник Кузин уволен в запас.

— Война закончилась, но мир только снился. Уже совсем скоро началась изматывающая эра «холодной войны», — вспоминал Александр Яковлевич. — В те годы я служил в Азербайджане и в Армении. На своих локаторах мы видели американские самолеты на их базах. Дня не проходило без ложной тревоги: они взлетали, долетали до наших границ, разворачивались и возвращались на базы. Каждый день нам приходилось поднимать всю технику в воздух…

Есть одна у летчика мечта — «Высота»

Выйдя в отставку, Александр Кузин вернулся жить в Иваново.

28 января 1966 года стал одним из основателей военно-патриотической школы авиаторов «Высота». Этот клуб будущих летчиков дал путевку в жизнь многим ивановцам.

При нем были заложены лучшие традиции школы, налажена связь с аэродромом Ясюниха. Александр Яковлевич ходатайствовал и добился того, чтобы на балансе школы для организации учебного процесса был настоящий самолет «МИГ-15», парашютные системы для отработки прыжков и парашюты для обучения укладки.

— Заинтересованность среди детей была огромная — в первом наборе «Высоты» у меня было 150 человек одних мальчишек, — рассказывал полковник. — Второй набор был уже с девочками, которые не меньше мальчишек хотели летать. В обществе был очень большой престиж армии. У меня была хорошая связь с трижды героем СССР Иваном Никитовичем Кожедубом. В свое время он командовал полком, в котором я служил. И когда в 60-х годах Кожедуб бывал в Иванове, то он инспектировал не только северный и южный аэродромы, но и наведывался в «Высоту», что было очень почетно…

Курсанты ВПШ «Высота» — частые гости в доме Кузина. О нем много рассказывается на сайте школы https://visota37.jimdofree.com/ .

О почетном гражданине города Иваново Александре Яковлевиче Кузине снят фильм «Я люблю тебя, жизнь». Его можно посмотреть на сайте администрации облцентра по ссылке https://ivgoradm.ru/news?nid=44487 .

Александр ГОРОХОВ

В публикации использованы материалы Сергея КАРГАПОЛЬЦЕВА, «Иваново помнит», «Книга памяти» и издания «Слово и дело» (https://slovodel.com)